Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2004 N А56-22556/03 Учитывая, что в силу требований Закона Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга“ каждое инвестиционное предложение потенциального инвестора, представленное им в уполномоченный орган, подлежит обязательному рассмотрению с принятием одного из предусмотренных данным законом решений, суд правомерно признал незаконным бездействие губернатора города, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по инвестиционному предложению общества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2004 года Дело N А56-22556/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Власовой М.Г. и Грачевой И.Л., при участии от ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ Касенова Е.Б. (доверенность от 31.03.03), от администрации Санкт-Петербурга Осиповой Ю.А. (доверенность от 13.01.04), рассмотрев 16.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Санкт-Петербурга на решение от 09.09.03 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.11.03 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22556/03,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Северо-Западная Транспортная Компания“ (далее - ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“) обратилось в
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия губернатора Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии в установленный срок и в установленном порядке решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Люботинский пр., д. 8, для проектирования и строительства комплекса технического обслуживания автотранспорта.

До принятия решения заявитель уточнил требования и просил суд также обязать администрацию Санкт-Петербурга незамедлительно рассмотреть инвестиционное предложение ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“.

Решением от 09.09.03 суд признал незаконным бездействие губернатора Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии в установленный срок и в установленном порядке решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Люботинский пр., д. 8, для проектирования и строительства комплекса технического обслуживания автотранспорта; обязал администрацию Санкт-Петербурга незамедлительно, в десятидневный срок рассмотреть инвестиционное предложение ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.03 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация Санкт-Петербурга просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт.

Податель жалобы ссылается на то, что решение и постановление приняты с нарушениями норм материального права. Администрация Санкт-Петербурга указывает, что судом неправильно применены статьи 5, 9 и 12 Закона Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга“, так как в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации до окончания работ по формированию земельного участка решение о предоставлении участка уполномоченным органом не может быть принято. Податель жалобы считает, что требования пункта 1.5 Регламента подготовки инвестиционно-тендерной документации не были нарушены, поскольку проведение изыскательских работ не является инвестиционной деятельностью. Кроме того, по мнению администрации Санкт-Петербурга, судом нарушены требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд не вправе вмешиваться в управленческую деятельность
органов государственной власти.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ просит оставить решение и постановление без изменения.

Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.

В судебном заседании представитель администрации Санкт-Петербурга подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.

Суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 22.05.01 ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ обратилась в инвестиционно-тендерную комиссию Санкт-Петербурга (далее - ИТК) с инвестиционным предложением о строительстве объекта недвижимости на земельном участке площадью 5966 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Люботинский пр., д. 8. Инвестиционное предложение зарегистрировано секретариатом ИТК (регистрационный номер 1252-ннг-01).

ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ на основании Регламента подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях, утвержденного распоряжением губернатором Санкт-Петербурга от 08.07.97 N 678-р (далее - Регламент подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации), подготовило документацию для рассмотрения инвестиционного предложения на ИТК.

Письмом от 20.09.02 N 20/09, направленным в государственное учреждение “Управление инвестиций“, ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ просило рассмотреть на заседании секретариата ИТК упомянутое инвестиционное предложение.

Поскольку инвестиционное предложение заявителя рассмотрено не было, ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Судами первой и апелляционной инстанции требования заявителя обоснованно удовлетворены.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В
силу пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга“ объекты инвестирования могут предоставляться потенциальным инвесторам в порядке, установленном настоящим законом на торгах либо целевым образом. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о выставлении объекта на торги либо о предоставлении целевым образом принимается по инициативе администрации Санкт-Петербурга либо по инициативе потенциального инвестора, выраженной в форме инвестиционного предложения.

Согласно пункту 1 статьи 9 названного закона в соответствии с требованиями настоящего закона каждое инвестиционное предложение потенциального инвестора, представленное им в уполномоченный орган, подлежит обязательному рассмотрению с принятием одного из следующих решений:

- о подготовке необходимой документации для рассмотрения инвестиционного предложения потенциального инвестора на ИТК;

- об отклонении инвестиционного предложения по основаниям, предусмотренным настоящим законом.

В силу пункта 2 этой же статьи уполномоченный орган обязан рассмотреть представленное инвестиционное предложение и вынести решение в десятидневный срок со дня получения данного предложения.

Согласно Регламенту подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации (пункты 3.3, 3.4, 3.6) органом, уполномоченным на принятие решения о подготовке инвестиционно-тендерной документации или отклонения предложения, является секретариат ИТК.

Как следует из заявления ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ от 22.05.01, инвестиционное предложение заявителя содержало все необходимые сведения. Документов, свидетельствующих о том, что предусмотренное пунктом 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга“ решение по инвестиционному предложению заявителя секретариатом ИТК принималось, администрацией Санкт-Петербурга не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга“ ИТК является коллегиальным совещательным органом при губернаторе Санкт-Петербурга, принимающим участие в процессе предоставления объектов инвестирования в соответствии с компетенцией, установленной настоящим законом и Положением об ИТК. ИТК создается губернатором Санкт-Петербурга. В силу
статей 38 и 39 Устава Санкт-Петербурга губернатор возглавляет администрацию Санкт-Петербурга и является высшим должностным лицом. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о незаконности бездействия губернатора Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии в установленном порядке и в установленный срок решения по инвестиционному предложению ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“.

Ссылка подателя жалобы на то, что администрацией Санкт-Петербурга было принято решение о проведении на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Люботинский пр., д. 8, изыскательских работ, правового значения при разрешении настоящего заявления не имеет. Распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 01.04.03 N 560-ра утвердило решение ИТК о предоставлении в аренду сроком на 1 год закрытому акционерному обществу “Хлебтранс“ спорного участка для проведения изыскательских работ. Документов, свидетельствующих о том, что ИТК в установленный срок и в установленном порядке рассматривала инвестиционное предложение ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“, в материалах дела нет.

Ссылка подателя жалобы на то, что до окончания изыскательских работ на спорном земельном участке инвестиционное предложение ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ не могло быть рассмотрено, является несостоятельной, так как на момент его подачи изыскательские работы на участке не проводились, а заявки ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ и ЗАО “Хлебтранс“ на проведение изыскательских работ поступили и были рассмотрены ИТК значительно позже истечения десятидневного срока, установленного законом для принятия решения секретариатом ИТК по инвестиционному предложению ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“. Согласно Регламенту подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации земельный участок в случае необходимости может быть предоставлен на праве аренды сроком до одного года для проведения изыскательских работ на стадии подготовки инвестиционно-тендерной документации (пункты 3.5, 3.14, 3.15), то есть после принятия секретариатом ИТК решения о подготовке
данной документации.

Необоснованными являются и ссылки подателя жалобы на то, что статья 9 Закона Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга“ противоречит пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на то, что на практике эта статья не применяется. Инвестиционное предложение ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“ поступило в Секретариат ИТК до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующий порядок предоставления земельных участков под строительство из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не определяет сроков рассмотрения инвестиционных предложений, тем более на стадии решения вопросов о необходимости подготовки документации для рассмотрения инвестиционного предложения.

В соответствии с пунктом 3 части пятой статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию Санкт-Петербурга рассмотреть в установленном порядке инвестиционное предложение ЗАО “Северо-Западная Транспортная Компания“.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22556/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

САПОТКИНА Т.И.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.

ГРАЧЕВА И.Л.