Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2003 N Ф04/1538-219/А75-2003 Поскольку предприниматель был зарегистрирован до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ, признающей предпринимателей плательщиками НДС, и в течение первых четырех лет пользуется гарантией невменения ему новых обязанностей по уплате налогов и сборов, ухудшающих его положение как налогоплательщика, суд удовлетворил иск о возврате из бюджета излишне уплаченного НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 апреля 2003 года Дело N Ф04/1538-219/А75-2003

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. г. Нижневартовск, на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.11.2002 по делу N А75-1623-А/2002,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Дворникова Р.М. обратилась с заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС) за период с 01.01.2002 по 31.05.2002 в размере 311304,66 руб.

Заявление мотивировано правом использования порядка налогообложения, предусмотренного пунктом 1 статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.

Решением суда от 25.11.2002
в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции установил, что выводы налогоплательщика об ухудшении его положения в связи с введением в действие статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации, признающей индивидуальных предпринимателей плательщиками налога на добавленную стоимость, несостоятельны.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение. Заявитель жалобы указывает, что увеличение налогового бремени за счет введения НДС неизбежно приводит к увеличению цены товара (работ, услуг), что влечет снижение конкурентоспособности товаров предпринимателя на рынке. Следовательно, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам действующего законодательства.

В судебное заседание представители сторон не явились.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, постановлением Главы муниципального образования г. Нижневартовск N 1024 от 22.12.2000.

До 2002 года деятельность предпринимателя была приостановлена.

В 2002 г. заявитель, осуществляя деятельность по производству продуктов питания, уплатила в бюджет НДС в общей сумме 311304,66 руб.

28.08.2002 заявитель обратилась в Инспекцию МНС РФ по г. Нижневартовску о возврате уплаченной суммы НДС.

Суд кассационной инстанции считает, что заявление предпринимателя законно, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент его регистрации.

Согласно статье 1
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.2001.

Следовательно, положение о признании индивидуальных предпринимателей в силу части 2 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость действует с 01.01.2001 и согласно статье 31 данного Закона применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Учитывая, что в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы и новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а поскольку предприниматель был зарегистрирован до вступления в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в декабре 2000 года, то он в течение первых четырех лет с момента его регистрации пользуется предоставленной согласно статье 9 указанного Федерального закона N 88-ФЗ гарантией, обеспечивающей стабильность его правового и экономического положения, и не является плательщиком НДС.

Доводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих ухудшение положения предпринимателя в связи с уплатой НДС, а также о косвенном характере НДС, несостоятельны.

Таким образом, четырехлетний мораторий на ухудшение режима налогообложения освобождает предпринимателя Дворникову Р.М. от уплаты НДС, заявление предпринимателя о возврате излишне уплаченного налога правомерно.

В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительные листы выдать суду первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.11.2002 по делу N А75-1623-А/2002 отменить.

Принять новое решение: заявление удовлетворить. Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нижневартовску возвратить из бюджета сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2002 г. в размере 311304,66 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.