Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2003 N Ф04/912-59/А81-2003 Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001 подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 3 марта 2003 года Дело N Ф04/912-59/А81-2003

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Губкинскому на решение Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 24.09.2002 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 28.11.2002 по делу N А81-1770/2129А02 по иску открытого акционерного общества “НК “Роснефть“ - Пурнефтегаз“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Губкинскому при участии третьего лица - государственного
учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Губкинскому - о признании действий должностных лиц налогового органа не соответствующими действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “НК “Роснефть“ - Пурнефтегаз“ (далее - ОАО “НК “Роснефть“ - Пурнефтегаз“) обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Губкинскому (далее - ИМНС по г. Губкинскому) о признании действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в возврате заявления и непроведении зачета начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов за период 1996 - 1998 годов, не соответствующими действующему законодательству.

В основании исковых требований ОАО “НК “Роснефть“ - Пурнефтегаз“ указало, что излишне уплаченные страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2001 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога или возврату. Обязанность по возврату или зачету излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов возложена согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые органы.

Определением арбитражного суда от 09.07.2002 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Губкинскому.

Решением Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 24.09.2002 исковые требования удовлетворены.

Арбитражный суд пришел к выводу, что должностные лица налогового органа необоснованно отказали в принятии к рассмотрению заявления о зачете платежей, излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как с 01.01.2001 вопросы
контроля правильности исчисления, полноты уплаты, а также возврата и зачета страховых взносов во внебюджетные социальные фонды находятся в ведении налоговых органов. В связи с возложением на налоговые органы вышеуказанных полномочий социальными внебюджетными фондами были переданы сведения о плательщиках страховых взносов, данных лицевых счетов.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 28.11.2002 решение от 24.09.2002 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС по г. Губкинскому просит отменить принятые судебные акты, поскольку они вынесены на основании неправильно примененных норм налогового законодательства.

Налоговым органам предоставлено право производить зачет или возврат в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, только тех сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые переданы по акту сверки. Налоговым органам предоставлено право проводить мероприятия налогового контроля, осуществлять контроль за правильностью исчисления только лишь в отношении взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, к которым относится Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачиваемых в составе единого социального налога с 01.01.2001.

ОАО “НК “Роснефть“ - Пурнефтегаз“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, ОАО “НК “Роснефть“ - Пурнефтегаз“ 18.05.2001 обратилось в ИМНС по г. Губкинскому с заявлением N 01-238 о проведении перерасчета начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на основании представленных списков иностранных работников, о внесении изменений в лицевую карточку предприятия, о зачете суммы излишне уплаченных в течение 1996 - 1998 годов в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых
взносов в сумме 7379096 рублей в счет предстоящих платежей предприятия.

В ответ на данное заявление налоговый орган письмом от 06.06.2001 N 2137 сообщил ОАО “Роснефть“ - Пурнефтегаз“ о том, что данный вопрос не входит в компетенцию налоговых органов и для его решения предприятию необходимо обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001 подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации и осуществляется по заявлению плательщика, по результатам которого налоговым органом должно быть вынесено решение.

На основании вышеизложенного арбитражным судом первой и апелляционной инстанций правильно сделан вывод о необоснованности отказа налогового органа в приеме к рассмотрению заявления о зачете излишне уплаченных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Арбитражным судом кассационной инстанции довод ИМНС по г. Губкинскому, изложенный в кассационной жалобе, о том, что налоговому органу не предоставлено право осуществлять контроль за правильностью исчисления взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, которые уплачивались до
01.01.2001, а также производить перерасчеты обязательств плательщиков пенсионных взносов, возникших в этот же период, признается необоснованным.

Согласно пункту 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению сохранности в течение пяти лет первичных учетных документов и в случае необходимости по запросу налоговых органов, если это связано с проверкой своевременности и правильности уплаты страховых взносов плательщиками в государственные социальные внебюджетные фонды, представлять налоговым органам необходимую информацию по конкретным налогоплательщикам.

Таким образом, из содержания распоряжения Правительства Российской Федерации следует, что налоговый орган имеет право проверить правильность и своевременность уплаты платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных до 01.01.2001, истребовав для этого первичные документы из соответствующих фондов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 24.09.2002 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 28.11.2002 по делу N А81-1770/2129А-02 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Губкинскому - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.