Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2002 N Ф04/4499-1757/А45-2002 Дело по иску о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке как использованных не по целевому назначению, передано на новое рассмотрение в связи с необходимостью проверить основания получения и использования спорных средств, уточнить основания иска, выяснить, оспаривалось ли постановление о возврате бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 декабря 2002 года Дело N Ф04/4499-1757/А45-2002

(извлечение)

Комбинат “Восход“ обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Управлению федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Новосибирской области о возврате из бюджета денежных средств в размере 833124,32 руб., списанных в бесспорном порядке по инкассовому поручению от 29.11.2001 N 33 как использованных не по целевому назначению.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Контрольно-ревизионное управление Минфина Российской Федерации по Новосибирской области и Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по Новосибирской области.

Решением суда от 01.08.2002 исковые требования удовлетворены частично: истцу возвращены из бюджета денежные средства в сумме 708195,32 руб. В остальной части в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационных жалобах ответчик и третье лицо - Контрольно-ревизионное управление Минфина Российской Федерации по Новосибирской области - просят отменить судебные акты в части возврата истцу денежных средств в размере 708195,32 руб. и принять в этой части новое решение - об отказе в иске. Заявители ссылаются на неправильное применение норм материального права, а также указывают, что судом не дана оценка постановлению управления казначейства от 22.11.2001 N 112, которым установлен факт нецелевого использования бюджетных средств и на основании которого взысканы спорные денежные средства.

Представитель управления казначейства поддержал изложенные доводы.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления суда, кассационная инстанция считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности комбината “Восход“ Российского агентства по государственным резервам за период 1997 - 2000 годов Контрольно-ревизионным управлением Минфина Российской Федерации по Новосибирской области составлен акт от 12.01.2001.

На основании представления контрольно-ревизионного управления от 12.11.2001 Управлением федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Новосибирской области принято постановление от 22.11.2001 N 112, в котором изложены факты нецелевого использования бюджетных средств и предписано бесспорное списание с истца указанных средств в размере 833124,32 руб.

Во исполнение данного постановления предъявлено инкассовое поручение от 29.11.2001 N 33 и денежные средства как использованные не по целевому назначению списаны со счета истца.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от
29.12.94 N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве“ финансирование расходов на содержание и развитие системы госрезерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей госрезерва и других операций с ним.

Все средства, полученные организациями системы госрезерва (к которым относится истец) от реализации и иных операций с материальными ценностями госрезерва, а также от иной хозяйственной деятельности, используются исключительно для формирования госрезерва и содержания системы госрезерва в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что все средства, получаемые комбинатом “Восход“, имеют специальное назначение и их использование не на указанные выше цели является нецелевым использованием бюджетных средств.

Вместе с тем выводы суда об отсутствии нецелевого использования истцом бюджетных средств в сумме 708195,32 руб. нельзя признать достаточно обоснованными и основанными на исследовании всех материалов и обстоятельств дела.

Принимая решение о возврате истцу из бюджета денежных средств в размере 708195,32 руб., арбитражный суд исходил из того, что полученные истцом средства от оказания услуг другим организациям направлены на выполнение работ по капитальному ремонту, на приобретение производственного оборудования, на заработную плату, на оплату топлива и горюче-смазочных материалов, что не противоречит целевому использованию таких средств.

Из постановления управления казначейства от 22.11.2001 N 112, его отзыва и отзыва контрольно-ревизионного управления следует, что нецелевое использование бюджетных средств выразилось в следующих нарушениях: неоприходование в кассу средств, полученных истцом за услуги по ответственному хранению материальных ценностей и подлежащих использованию исключительно на содержание системы государственного резерва; необоснованное списание горюче-смазочных материалов; переплата заработной платы сверх установленных норм; неоприходование (отсутствие приобретения) материальных ценностей, оплаченных истцом
за счет средств финансирования; недостача основных средств; завышение расценок и объемов работ по капитальному строительству, в связи с чем произведена оплата за невыполненные работы за счет средств финансирования.

В нарушение требований статей 59, 125, 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 года) и статей 168, 169, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 года) судом первой и апелляционной инстанций не дана оценка указанным обстоятельствам, доводам лиц, участвующих в деле, не исследованы соответствующие доказательства и в судебных актах не отражены выводы суда по каждому факту нецелевого использования бюджетных средств.

При указанных обстоятельствах нельзя признать верными выводы суда об отсутствии нецелевого использования средств федерального бюджета и необоснованности их списания со счета истца, в связи с чем принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений.

При новом рассмотрении суду следует проверить основания (условия) получения и использования спорных средств, выяснить вопрос, оспаривалось ли в судебном порядке постановление от 22.11.2001 о бесспорном списании средств, предложить истцу уточнить основания иска, а также уточнить, оспариваются ли истцом и по каким основаниям оспариваются факты нецелевого использования бюджетных средств, изложенные в постановлении от 22.11.2001, в материалах и отзывах контрольно-ревизионного управления и казначейства. Следует также дополнительно проверить доводы истца о необоснованном списании средств с текущего счета, выяснив, имелись ли у истца лицевые и расчетные счета и по каким счетам проводились операции со спорными суммами.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.08.2002 и постановление от 04.10.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1069/02-СА40/30
отменить в части возврата из бюджета денежных средств в сумме 708195 руб. 32 коп.

Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

В остальной части решение суда от 01.08.2002 и постановление от 04.10.02 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.