Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.11.2002 N Ф04/4257-1325/А27-2002 Ставка авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства от 07.12.2001 N 863 маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 ноября 2002 года Дело N Ф04/4257-1325/А27-2002

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) “Яблочко“, г. Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Кемерово о признании недействительным постановления N 99 по делу об административном правонарушении от 17.04.2002, которым истец подвергнут штрафу в размере 200 минимальных размеров оплаты труда за розничную продажу алкогольной продукции без маркировки региональной специальной маркой.

Решением от 03.09.2002 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования ООО “Яблочко“, г. Кемерово,
удовлетворены. Признано недействительным постановление по делу об административном правонарушении Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Кемерово от 17.04.2002 N 99 о привлечении ООО “Яблочко“, г. Кемерово, к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (т.е. 20000 руб.) за розничную продажу алкогольной продукции без маркировки, как не соответствующее пункту 2 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 12, 26 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Суд мотивировал данный вывод тем, что на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении положения статей 12, 26 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ не предусматривали обязательной маркировки алкогольной и спиртосодержащей продукции региональными специальными марками, поэтому у налогового органа не было правовых оснований для привлечения истца к административной ответственности.

В апелляционную инстанцию решение не было обжаловано.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда по делу и принять новое решение - о привлечении ООО “Яблочко“ к административной ответственности.

По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, сделан неверный вывод о том, что у налогового органа не было правовых оснований для привлечения истца к административной ответственности. Обязательная маркировка алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции (за исключением экспортной) марками акцизного сбора или специальными марками предусмотрена пунктом 2 статьи 12 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Запрет на реализацию алкогольной продукции без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками предусмотрен пунктом 1 статьи
26 этого же Федерального закона. Из Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.99 N 1008 “О марках акцизного сбора“ следует: обязательной маркировке марками акцизного сбора подлежит алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию России.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит состоявшееся по делу решение подлежащим отмене.

Материалами дела установлено, что по результатам проведенной налоговым органом проверки соблюдения законности реализации алкогольной продукции в винном отделе ООО “Яблочко“ (г. Кемерово, пр. Шахтеров, 49) установлено нахождение в отделе винных газированных коктейлей “Мускатный“ и “Праздничный“ крепостью 11 градусов в количестве двадцати бутылок без специальных региональных марок.

Эти обстоятельства отражены в акте N 202 от 09.04.2002 и протоколе N 99 от 11.04.2002.

Руководителем налогового органа 17.04.2002 вынесено постановление о привлечении ООО “Яблочко“ к административной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в виде штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.

Считая данное постановление незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Правовые основы оборота алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом РФ от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, пункт 2 статьи 12 которого предусматривает, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора
или специальными марками.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023 устанавливает требование об обязательной маркировке региональными специальными марками алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше девяти процентов, реализуемой с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива; на указанную алкогольную продукцию должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, на территории которого эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ купля - продажа юридическим лицом (организацией) или индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка такой продукции влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции в соответствующих таре и (или) упаковке.

Статья 12 названного Федерального закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 предусматривает, что алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная торговля.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что законодателем изменена редакция пункта 2 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 07.08.2001 N 118-ФЗ), исключено указание на обязательное маркирование продукции региональными специальными марками и запрет реализации алкогольной продукции без маркировки ее региональными специальными марками. В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения истца к
административной ответственности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 4 Постановления Правительства РФ от 07.12.2001 N 863, а не пункт 2.

Кассационная инстанция считает данный вывод неправомерным, поскольку согласно пункту 3 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации ставка авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством. Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 07.12.2001 N 863 маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

Плата за специальную марку, специальную региональную марку представляет собой обязательный взнос, обладающий всеми предусмотренными пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации признаками сбора, внесение которого является одним из условий предоставления плательщику права продажи алкогольной продукции.

Арбитражным судом первой инстанции не дана оценка этим обстоятельствам.

Более того, на момент рассмотрения спора в арбитражном суде вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 2 статьи 15.12 которого продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

Тем самым по ныне действующему КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность за продажу немаркированных товаров.

Исходя из положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение судом норм
материального права является основанием для отмены решения.

При новом рассмотрении суду надлежит в полном объеме исследовать изложенные в постановлении обстоятельства, в зависимости от этого принять решение по существу.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решить вопрос о судебных расходах.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.09.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6363/2002-5 отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином судебном составе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.