Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2002 N Ф04/3306-677/А46-2002 по делу N К/У-534/01 Законодательством не предусмотрено прекращение, перерыв или ограничение подачи энергоснабжения абонентам-гражданам в одностороннем порядке, за исключением неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления абонента об этом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 сентября 2002 года Дело N Ф04/3306-677/А46-2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Акционерная Компания энергетики и электрификации “Омскэнерго“ (далее - ОАО АК “Омскэнерго“) от 24.07.2002 N 119-08/750 на решение от 08.02.2002, постановление от 10.06.2002 по делу N К/У-534/01 (А-664/01) Арбитражного суда Омской области по иску ОАО АК “Омскэнерго“ к Омскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Омское территориальное управление МАП России) о признании ненормативных актов недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ОАО АК “Омскэнерго“ г. Омск обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к
Омскому территориальному управлению МАП России о признании недействительными решения комиссии Омского территориального управления МАП России от 10.07.2001 N 10-2001/к о признании действий ОАО АК “Омскэнерго“ по прекращению теплоснабжения гражданам противоречащими антимонопольному законодательству и предписания от 10.07.2001 N 10-2001/к о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В подтверждение иска приведены обстоятельства, согласно которым условия о прекращении и ограничении подачи электрической и тепловой энергии в договорах энергоснабжения, заключенных с товариществами собственников жилья, соответствуют положениям статьи 1, пункта 5 статьи 486, пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядку о прекращении или ограничении подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1998 N 789), предусматривающим основные принципы гражданского законодательства, признающие свободу договора, последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи электрической и тепловой энергии в случае неуплаты организациями-потребителями за два периода платежа. Следовательно, оспариваемые решение и предписание о прекращении истцом нарушений пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (с изменениями и дополнениями) не соответствуют приведенным нормам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы истца.

Решением от 08.02.2002 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении иска.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2002 этого же суда решение оставлено без изменения.

Судебные инстанции указали, что доводы истца о несоответствии закону оспариваемых актов, со ссылкой на нормы материального права, регулирующие отношения по энергоснабжению юридических лиц, ошибочны. В силу статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации
энергоснабжающая организация не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора по энергоснабжению граждан.

В кассационной жалобе истец ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении иска.

Представитель истца в судебном заседании поддержал жалобу.

Ответчиком не представлен отзыв на жалобу.

Рассмотрев жалобу, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, решением комиссии Омского территориального управления МАП России от 10.07.2001 N 10-2001/к действия ОАО АК “Омскэнерго“ по прекращению теплоснабжения гражданам, проживающим в кондоминиумах и домах ЖСК, и условия договоров о праве ОАО АК “Омскэнерго“ прекращения энергоснабжения, отказа исполнения договоров полностью или в части в одностороннем порядке, по учету поставляемой энергии и ее оплате, заключенных с ТСЖ (ЖСК), признаны нарушающими положения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (с изменениями, дополнениями).

На основании названного решения комиссией выдано предписание от 10.07.2001 N 10-2001/к о прекращении ОАО АК “Омскэнерго“ нарушений антимонопольного законодательства.

Из приведенных оспариваемых актов и установленных судебными инстанциями обстоятельств по делу, не оспоренных истцом, следует, что оспариваемые акты вынесены ответчиком по условиям договоров энергоснабжения граждан - собственников жилья, использующих энергию для бытового потребления.

Положениями абзаца 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено прекращение, перерыв или ограничение подачи энергоснабжения абонентам-гражданам в одностороннем порядке за исключением неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Следовательно, вывод судебных инстанций о соответствии закону оспариваемых актов основан на
правильном применении норм материального права и выводы истца о соответствии закону названных условий договоров энергоснабжения ошибочны, в результате неправильного толкования названных норм.

В связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.02.2002, постановление от 10.06.2002 по делу N К/У-534/01 (А-664/01) Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.