Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2004 N А05-5105/03-226/20 Поскольку законодательством на подразделения вневедомственной охраны возложены обязанности по охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего этим лицам имущества, оказываемые отделом вневедомственной охраны платные услуги по охране имущества собственников не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2004 года Дело N А05-5105/03-226/20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., рассмотрев 03.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области на решение от 21.07.2003 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2003 (судьи Шашков А.Х., Скворцов В.В., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5105/03-226/20,

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел города Коряжмы Архангельской области (далее - Отдел охраны) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными
требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области (далее - Инспекция) об уплате налога от 18.04.2003 N 35 и решения от 18.04.2003 N 02-10/567ДСП о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 21.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2003, заявление Отдела охраны удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление и отказать Отделу охраны в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оказываемые Отделом охраны услуги по охране имущества не относятся к услугам, выполнение которых возложено на государственные органы (или органы местного самоуправления). Оказание данных услуг не является исключительным полномочием государственных органов в этой сфере деятельности, в связи с чем доходы от оказания услуг подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Отделом охраны декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2002 года. В ходе проверки установлено, что заявитель в IV квартале 2002 года не исчислял и не уплачивал налог на добавленную стоимость со средств, полученных от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными с ними договорами. Отдел охраны отражал выручку, полученную от реализации таких услуг, в приложении к декларации по
налогу на добавленную стоимость “Операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения)“.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 18.04.2003 N 02-10/567ДСП о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 171462 руб. штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы. Инспекция также предложила Отделу охраны уплатить недоимку по налогу и пени.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон о милиции) милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать, в том числе, собственность от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, предусмотренных названным законом.

Согласно статье 9 этого же закона подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации входят в состав милиции общественной безопасности и выполняют обязанности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества.

Аналогичные нормы содержатся и в Положении о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации от 14.08.82 N 589 (далее - Положение N 589). Согласно пунктам 1 и 2 Положения N 589 вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. Основной задачей вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров.

Таким образом, на подразделения вневедомственной охраны возложены обязанности по охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего этим лицам имущества как исключительные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел (милиции).

Следовательно, услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества собственников на основе договоров, подпадают под услуги, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Законом о милиции, по существу, предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.

При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5105/03-226/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ЛОМАКИН С.А.