Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2002 N Ф04/1603-153/А67-2002 по делу N А67-7127/01 Сумма акциза включается в цену товара и фактически взимается не за счет прибыли продавца товара, а с покупателей, являющихся фактическими плательщиками акциза.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2002 г. N Ф04/1603-153/А67-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Томской области (далее по тексту - Управление МНС) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области от 04.02.2002 по делу N А67-7127/01 по иску ОАО “Томскнефть“ ВНК к Управлению МНС о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

ОАО “Томскнефть“ ВНК обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Управлению МНС о признании недействительным решения Управления МНС от 24.09.2001 N 193 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Инспекции МНС ОАО
“Томскнефть“ ВНК было подвергнуто штрафу за неполную уплату акциза в сентябре - декабре 1998 года в сумме 5188543 руб., в 1999 году - 14765103 рубля и предложено уплатить 150825475 рублей акциза, штраф и 150297296 рублей пени.

Управление МНС предъявило встречный иск о взыскании штрафных санкций.

Решением Арбитражного суда Томской области от 10.12.2001 исковые требования ОАО “Томскнефть“ ВНК удовлетворены частично: решение признано недействительным по п. 1 в сумме 19953646 руб., по п. 2.1 “а“ в сумме 19953646 руб., в остальной части иска отказано. В удовлетворении встречного иска Управления МНС отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2002 решение суда первой инстанции изменено. Решение Управления МНС от 24.09.2001 N 193 признано недействительным. Решение суда по встречному иску оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление МНС просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указав, что апелляционной инстанцией неправильно применена норма материального права, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. Управление МНС считает, что апелляционная инстанция при принятии судебного акта руководствовалась подзаконным актом (Постановлением Правительства РФ от 08.04.97 N 408), а не Федеральным законом “Об акцизах“.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Томскнефть“ ВНК не соглашается с доводами кассационной жалобы, полагая, что апелляционной инстанцией правильно применены нормы права и оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.

В судебном заседании представитель ОАО “Томскнефть“ ВНК поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просил оставить постановление апелляционной инстанции в силе.

Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив
правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в августе 2001 года, в связи с назначением комплексной проверки Инспекции МНС РФ по г. Стрежевому и Александровскому району Управлением МНС была проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО “Томскнефть“ ВНК по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет акциза на нефть за 1998 - 1999 годы.

В акте выездной налоговой проверки от 23.08.2001 Управление МНС указало, что в нарушение ст. 4 Закона РФ “Об акцизах“ в редакции Федерального закона от 10.01.97 N 12-ФЗ в проверяемом периоде при определении сумм акциза, подлежащего внесению в бюджет, неверно применялась ставка налога. В соответствии с данной статьей Закона следовало применять ставку акциза 55 руб. за 1 тонну нефти, в связи с чем неполная уплата акциза на нефть в результате неправильного исчисления налога составила 153934907 руб. По результатам проверки начислены пени в сумме 150297296 рублей.

На основании акта налоговой проверки от 23.08.2001 решением от 24.09.2001 N 193 ОАО “Томскнефть“ ВНК привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Этим же решением ОАО “Томскнефть“ ВНК предложено уплатить налоговые санкции, суммы неуплаченного акциза и пени.

Удовлетворяя исковые требования ОАО “Томскнефть“ ВНК апелляционная инстанция правильно применила нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Управления МНС.

Апелляционная инстанция правильно указала, что в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 4 ФЗ РФ “Об акцизах“ ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации
и устанавливаются, в частности, на нефть (включая стабилизированный газовый конденсат) в размере 55 руб. за 1 тонну (средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть, включая стабилизированный газовый конденсат), дифференцированные ставки акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза, установленной настоящим Федеральным законом, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

В связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах“, Правительство РФ 08.04.97 приняло постановление N 408 “О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации“, предусматривающее, что впредь до утверждения ставок акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, перечисленных на основе методики дифференциации таких ставок по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий, установить дифференцированные ставки акциза, применяемые при расчетах за нефть и стабилизированный газовый конденсат, отгруженные с 21.01.97, согласно Приложению, которым для ОАО “Томскнефть“ ВНК была установлена дифференцированная ставка акциза в размере 477059 (неденоминированных) руб. за 1 тонну.

Единая на всей территории ставка акциза на нефть в размере 55 руб. за 1 тонну была установлена Федеральным законом РФ N 2-ФЗ от 02.01.2000.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ “Об акцизах“ акциз является косвенным налогом.

Конституционный Суд РФ в Постановлении N 2-П от 30.01.2001, сумма налога (акциза) включается в цену товара и фактически взимается не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности) продавца нефти, а с покупателей, т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога (акциза).

ОАО “Томскнефть“ ВНК, исполняя Постановление Правительства РФ N 408, включало в цену реализуемой нефти установленную этим Постановлением ставку
акциза, и, получив ее от покупателя, обязано было внести в бюджет. ОАО “Томскнефть“ ВНК не имело право включать в цену реализуемой нефти иную ставку акциза, нежели установленную Правительством РФ, поскольку постановления Правительства РФ обязательны для исполнения всеми лицами.

При таких обстоятельствах Управление МНС неправомерно возложило на ОАО “Томскнефть“ ВНК обязанность по возмещению убытка, нанесенного бюджету Российской Федерации неправильным применением ставки акциза на нефть по вине Правительства РФ, за счет средств общества. Фактически Управление МНС применило к ОАО “Томскнефть“ ВНК, не предусмотренные действующим законодательством, поскольку, как отмечалось выше, акциз уплачивают фактические, а не юридические плательщики.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции суда.

Руководствуясь п. 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление апелляционной инстанции от 04.02.2002 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7127/01 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления МНС РФ по Томской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.