Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.04.2002 N Ф04/1150-121/А75-2002 В иске отделения Пенсионного фонда РФ к поручителю о взыскании страховых взносов отказано, поскольку в соответствии с действующим налоговым законодательством взыскание в государственные социальные внебюджетные фонды платежей, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 апреля 2002 года Дело N Ф04/1150-121/А75-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу на постановление Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 08.01.2002 по делу N А75-1641-А/01 по иску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО к открытому акционерному обществу (ОАО) “Сибур - Тюмень“, г. Ханты - Мансийск,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен к поручителю о взыскании страховых взносов за период с января по июль 2001 года в сумме 31150000 руб. В ходе рассмотрения дела истец
увеличил сумму иска до 67740000 руб. за счет увеличения периода просрочки внесения задолженности по платежам - по октябрь 2001 года.

Решением от 01.11.2001 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что между сторонами возникли отношения, вытекающие из договора поручительства. Возложение обязанности по взысканию страховых взносов на налоговые органы не лишает права отделение Пенсионного фонда обратиться с иском к поручителю в соответствии с ранее заключенным договором.

Постановлением от 08.01.2002 решение отменено, в удовлетворении иска отказано.

Постановление мотивировано тем, что отношения между органом, взимающим налоги и сборы, в процессе осуществления налогового контроля регулируются законодательством о налогах и сборах. Отделение Пенсионного фонда является ненадлежащим истцом, поскольку в соответствии с действующим налоговым законодательством взыскание в государственные социальные внебюджетные фонды платежей, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Кроме этого, при рассмотрении спора к участию в деле не были привлечены сами плательщики взносов.

Отделение Пенсионного фонда не согласно с постановлением суда. Указывает, что судом первой инстанции к отношениям, возникающим из договора поручительства, правомерно применены нормы гражданского законодательства. Законодательством не предусмотрена обязанность расторгать договоры поручительства после изменения порядка взимания платежей.

По мнению истца, привлечение плательщиков взносов для участия в деле в качестве третьих лиц не являлось обязательным.

С учетом изложенного заявитель жалобы просит постановление отменить и оставить в силе решение суда.

Ответчик постановление находит законным и обоснованным.

Кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, 27.12.2000 между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО и ОАО “Сибур - Тюмень“ в обеспечение обязательств по уплате страховых взносов предприятий - ОДАО “Нижневартовский ГПЗ“, ОДАО “Белозерный ГПЗ“, ОАО “Сибнефтегазпереработка“, ОДАО “Когалымский ГПЗ“, ОДАО “Локосовский
ГПЗ“ - были заключены договоры поручительства N N 1158 - 1162.

По условиям договоров поручительства ОАО “Сибур - Тюмень“ обязалось исполнить за ОДАО “Нижневартовский ГПЗ“ обязанность по погашению просроченной задолженности по страховым платежам на сумму 55500000 руб.: за ОДАО “Белозерный ГПЗ“ - 21700000 руб., за ОАО “Сибнефтегазпереработка“ - 21800000 руб., за ОДАО “Когалымский ГПЗ“ - 7900000 руб., за ОДАО “Локосовский ГПЗ“ - 22600000 руб.

На 01.11.2001 сумма просроченной задолженности плательщиков взносов составила 67740000 руб.

В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 74 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате сборов обязанность по уплате сборов может быть обеспечена поручительством. В силу пункта 7 статьи 74 Налогового кодекса к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (сбора), применяются положения гражданского законодательства.

Вместе с тем отношения между истцом и плательщиками сборов регулируются законодательством о налогах и сборах.

Указанным законодательством - статьей 9 Федерального законодательства от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ - установлено, что с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и взыскание недоимок, пеней и штрафов по взносам в указанные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляются налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом.

В соответствии со статьей 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель является обязанным перед кредитором другого лица.

В силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ кредитором (взыскателем) по отношению к юридическим лицам - плательщикам страховых
взносов является налоговый орган. По указанной причине истец не вправе заявлять настоящие требования, основанные на договоре поручительства.

Вывод апелляционной инстанции о том, что отделение Пенсионного фонда не может являться надлежащим истцом по делу, следует признать правомерным.

Другие выводы апелляционной инстанции не привели к принятию неправильного решения.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Арбитражного суда ХМАО от 08.01.2002 по делу N А75-1641-А/01 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.