Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2002 N Ф04/259-447/А81-2002 В удовлетворении заявления об освобождении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей в связи с наличием лицензии арбитражного управляющего второй категории отказано, поскольку должник необоснованно отнесен к перечню крупных, экономически и социально значимых организаций, в отношении которых банкротные процедуры осуществляются с ограничениями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 января 2002 года Дело N Ф04/259-447/А81-2002

(извлечение)

Территориальное агентство Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Ямало - Ненецкому автономному округу (далее - Федеральная служба) обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества “Ямалнефтегазгеология“.

Арбитражный суд определением от 06.01.98 возбудил производство по делу и в дальнейшем определением от 01.07.98 ввел внешнее управление на срок 18 месяцев.

Решением от 20.03.2000 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство сроком на один год.
Внешний управляющий Абросимов А.В. отстранен от занимаемой должности.

По представлению территориального агентства Федеральной службы арбитражный суд определением от 03.04.2000 назначил конкурсным управляющим должника Ф.И.О.

Впоследствии определением от 31.08.2001 срок конкурсного производства повторно продлен до 20.03.2002.

Арбитражный суд определением от 12.10.2001 отклонил ходатайство территориального агентства Федеральной службы об освобождении Левиной М.В., имеющей лицензию арбитражного управляющего второй категории, от обязанностей конкурсного управляющего ОАО “Ямалнефтегазгеология“ и назначении сотрудника Федеральной службы Ф.И.О. На основании статьи 116 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ суд сделал вывод об отсутствии у Федеральной службы права заявлять в суд ходатайства об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей и назначении нового управляющего.

По мнению суда, основанием для отстранения конкурсного управляющего может быть лишь неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, что фактически не подтверждено заявителем.

Довод Федеральной службы о необходимости освобождения Левиной М.В. в связи с внесением должника в перечень крупных, экономически и социально значимых предприятий и несоответствии категории ее лицензии предъявляемому требованию отклонен, поскольку указанное включение решением арбитражного суда признано неправомерным. Кроме того, указано, что действие статьи 73 Закона о несостоятельности (банкротстве) не распространяется на конкурсных управляющих.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Обращаясь с кассационной жалобой, территориальное агентство Федеральной службы просит отменить определение арбитражного суда, вынести постановление об освобождении конкурсного управляющего Левиной М.В. и назначении Показаньева С.В. Заявитель возражает против вывода суда об отсутствии у Федеральной службы права на обращение с заявлением об освобождении конкурсного управляющего, что явилось результатом ошибочного применения статьи 116 Закона о банкротстве вместо статей 73, 99 названного Закона. Указывает на исключительное полномочие ФСФО по формированию перечня крупных, экономически и
социально значимых организаций. Отсутствие у Левиной М.В. лицензии соответствующей категории является основанием для ее освобождения от обязанностей конкурсного управляющего должника. На основании Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих и пункта 4 статьи 185 Закона о банкротстве считает, что конкурсным управляющим ОАО “Ямалнефтегазгеология“ должен быть назначен сотрудник Федеральной службы.

Заявитель в судебном заседании настаивает на назначении Показаньева С.В. конкурсным управляющим должника. Пояснил, что не представлял в материалы дела запрошенные судом документы на указанного кандидата.

Конкурсный управляющий возразил против отмены судебного акта. В отзыве отклонил утверждение Федеральной службы об отнесении должника к ограниченному перечню организаций, что подтверждено решением от 19.09.2001 Арбитражного суда города Москвы. Соответственно для осуществления деятельности конкурсного управляющего ОАО “Ямалнефтегазгеология“ не требуется наличие лицензии третьей категории. Возразил против доводов о нарушении арбитражным судом норм Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании конкурсный управляющий приобщил доказательства уведомления участвующих в деле лиц. Указал, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2001 признаны незаконными и не подлежащими применению пункты 4, 5, 6, 7, 11 и 12 Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1544.

Представитель Администрации Ямало - Ненецкого автономного округа, действующий в интересах кредитора - департамента торговли и организации досрочного завоза продукции, поддержал назначение Левиной М.В. конкурсным управляющим должника. В отзыве указал на невозможность отстранения конкурсного управляющего, поскольку для этого в силу положения статьи 116 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ необходимо наличие ходатайства собрания или комитета кредиторов.

От иных участвующих в деле лиц пояснений на
доводы жалобы не поступило. Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В результате рассмотрения доводов, содержащихся в жалобе Федеральной службы, отзывах конкурсного управляющего и кредитора, проверки правильности применения норм материального и процессуального права суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения арбитражного суда.

Как следует из представленных материалов, на стадии проведения процедуры конкурсного производства ОАО “Ямалнефтегазгеология“ распоряжением Федеральной службы от 14.02.2001 N 43-р должник включен в перечень крупных, экономически и социально значимых организаций на 2001 год. На этом основании территориальный орган ФСФО обратился в суд с заявлением об освобождении в порядке требований статей 19, 73 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ конкурсного управляющего Левиной М.В. от исполнения обязанностей в связи с осуществлением полномочий при наличии лицензии арбитражного управляющего второй категории.

Ранее определением от 03.04.2000 Левина М.В. была назначена конкурсным управляющим должника по ходатайству территориального агентства Федеральной службы.

Согласно требованию статьи 19 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ назначение конкурсного управляющего обусловлено наличием статуса индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, и действующего на основании выдаваемой Федеральной службой лицензии, а также отсутствием заинтересованности в отношении должника и кредиторов. Указанная норма устанавливает запрет для лиц, осуществлявших ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения от управления его делами прошло не менее трех лет, кроме того, лиц, имеющих судимость или ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц. Предусмотрены регистрация арбитражного управляющего в арбитражном суде, по назначению которого он обязуется исполнять обязанности, и уведомление Федеральной службы.

Обстоятельства движения дела, связанные с исследованием признаков несостоятельности ОАО “Ямалнефтегазгеология“, и
дальнейшее рассмотрение вопроса о применимой к нему процедуре произведено арбитражным судом на основе установленных данных о статусе должника и его социально - экономическом значении для данного региона.

При этом последующее отнесение должника к перечню крупных, экономически и социально значимых организаций, в отношении которых банкротные процедуры осуществляются с ограничениями по назначению арбитражных управляющих, указывает на необоснованное присвоение Федеральной службой исключительного статуса акционерному обществу по истечении трехлетнего судебного разбирательства по настоящему делу.

Решением от 19.09.2001 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-28556/01-119-153 признано недействительным распоряжение Федеральной службы от 14.02.2001 N 43-р в части включения ОАО “Ямалнефтегазгеология“ в перечень крупных, экономически и социально значимых организаций на 2001 год.

Следовательно, основания для освобождения Левиной М.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника отсутствуют. Арбитражный суд правильно отказал Федеральной службе в удовлетворении заявления о привлечении его сотрудника к осуществлению процедуры банкротства должника.

Довод арбитражного суда о возможности отстранения конкурсного управляющего только в связи с допущенными нарушениями по ходатайству собрания или комитета кредиторов на основании статьи 116 Закона о банкротстве является неправильным, поскольку противоречит основанию заявления Федеральной службы об освобождении Левиной М.В. в порядке статей 19, 73 указанного Закона. Кроме того, утверждение об отсутствии у Федеральной службы права на заявление ходатайств об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей и назначении нового управляющего противоречит полномочиям данного государственного органа, а также положениям Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Вместе с тем указанные выводы не привели к принятию неправильного по существу судебного акта.

Таким образом, обжалуемое определение арбитражного суда подлежит оставлению в силе, кассационная жалоба заявителя отклоняется, как необоснованная.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьями 177, 179
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 12.10.2001 Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа по делу N А81-1773/397Б-01 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального агентства Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Ямало - Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.