Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.01.2002 N Ф04/17-1295/А27-2001 В иске о наложении штрафа на финансовое управление за неисполнение решения арбитражного суда об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль и взыскании процентов за несвоевременный его возврат отказано, поскольку финансовое управление не является кредитным учреждением, в отношении которого установлена ответственность за неисполнение судебного акта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 января 2002 года Дело N Ф04/17-1295/А27-2001

(извлечение)

Сберегательный банк Российской Федерации в лице Кемеровского отделения N 8615 обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о наложении штрафа на Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области и Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области, установленным частью 3 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за неисполнение решения Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2000 по делу N А27-3955/2000-5, которым Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области обязано
возвратить Сберегательному банку Российской Федерации из бюджета Кемеровской области излишне уплаченный налог на прибыль за 1998 - 2000 годы в сумме 85724433,38 руб., проценты в сумме 68254894,15 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.

Заявление основано тем, что Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области в соответствии со статьями 215, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполняя функции организации исполнения бюджета, в том числе и функции возврата излишне уплаченных сумм доходов, не выполнило в полном объеме заключение формы 21 для возврата из бюджета суммы излишне уплаченного налога и суммы процентов, данным Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Кемеровской области на основании решения арбитражного суда от 24.05.2000 и исполнительного листа N 065165.

На 29.06.2001, дату направления в суд заявления, остаток задолженности по исполнению исполнительного листа N 065165 составляет 13911154,82 руб. в части возврата излишне уплаченного налога и 68254894,15 руб. в части процентов за несвоевременный возврат налога, всего - 82166048,97 руб.

Неисполнение указанными лицами судебного акта и исполнительного листа ущемляет права Сберегательного банка Российской Федерации и является основанием для наложения штрафа.

Определением от 14.09.2001 Арбитражный суд Кемеровской области отказал в удовлетворении заявления в связи с тем, что Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области не является банком и кредитным учреждением, в отношении которых установлена ответственность статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, и в соответствии с частью 3 названной статьи ответственность установлена в отношении должностных лиц за неисполнение указанных в исполнительном листе действий, а не в отношении юридических лиц, и судебный акт исполняется, на период рассмотрения заявления о наложении штрафа сумма излишне уплаченного
налога возвращена.

Постановление апелляционной инстанции от 01.11.2001 этого же суда определение оставлено без изменения, поскольку судебный акт исполняется, и Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области не обязано судебным актом исполнить действия, за неисполнение которых установлен штраф.

В кассационной жалобе Сберегательный банк Российской Федерации в лице Кемеровского отделения N 8615 полагает выводы судебных инстанций о принимаемых мерах к исполнению судебного акта и отсутствии оснований для наложения штрафа необоснованными, так как судебный акт не исполнен, общая сумма не возвращена и частью 3 статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации штраф установлен в отношении юридических лиц. В связи с чем просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление.

В судебном заседании представитель Сберегательного банка Российской Федерации поддержал жалобу.

Представитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Кемеровской области полагает выводы банка необоснованными, исполнение судебного акта и исполнительного листа исключает ответственность. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В отзыве на жалобу Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области полагает, что оснований для наложения штрафа за неисполнение указанных в исполнительном листе действий не имеется, так как финансовое управление не обязано судебным актом исполнить действия, сумма излишне уплаченного налога на прибыль возвращена из бюджета.

Представитель Главного финансового управления Администрации Кемеровской области поддержал отзыв на жалобу.

Рассмотрев жалобу, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо налагается штраф в размере до 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Названной нормой не установлена ответственность в
отношении должностного лица за неисполнение указанных в исполнительном листе действий.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим этот акт.

Судебный акт принимается арбитражным судом по спорам, в силу статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственным арбитражному суду, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В связи с чем под лицом, не исполняющим указанных в исполнительном листе действий, понимается юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Поэтому следует признать ошибочным вывод арбитражного суда первой инстанции об установлении ответственности названной нормой в отношении должностного лица.

Судебными инстанциями установлено, что во исполнение исполнительного листа N 065165 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области в установленном порядке составлено заключение, на основании которого Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области на момент подачи заявления в арбитражный суд возвратило Сберегательному банку Российской Федерации излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 71813278,56 руб. и на момент рассмотрения заявления судом возвращена оставшаяся сумма излишне уплаченного налога.

Данные обстоятельства подтверждают принимаемые меры по исполнению Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области в исполнительном листе N 065165 действий по возврату излишне уплаченного налога в сумме 85724433,38 руб., процентов в сумме 68254894,15 руб., выданным на основании решения Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2000 по делу N А27-3955/2000-5, дата которого исправлена на 24.07.2000 определением этого же арбитражного суда от 16.08.2000.

В названном судебном акте не установлен срок возврата суммы излишне уплаченного налога с
начисленными процентами.

Поэтому оснований для вывода о неисполнении указанных в исполнительном листе действий Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области по возврату суммы излишне уплаченного налога с начисленными процентами не имеется.

Согласно письму Главного финансового управления Администрации Кемеровской области от 23.10.2001 (л. д. 63, том 4 - исполнительное производство) Сберегательному банку Российской Федерации не отказано в перечислении начисленных процентов и банк извещен об отсутствии денежных средств в бюджете Кемеровской области на 2001 год, необходимых для перечисления начисленных процентов.

При таких обстоятельствах вывод Сберегательного банка Российской Федерации о неисполнении указанных в исполнительном листе действий в части начисления процентов как обстоятельство, являющееся основанием для наложения штрафа, необоснованный.

Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области не обязано названным решением арбитражного суда по делу N А27-3955/2000-5 совершить действия по возврату из бюджета излишне уплаченного налога с начисленными процентами.

Следовательно, вывод Сберегательного банка Российской Федерации о том, что финансовое управление должно нести ответственность, установленную частью 3 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, противоречит приведенной норме.

Таким образом, судебными инстанциями правомерно отказано в удовлетворении заявления о наложении штрафа. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177, статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 14.09.2001, постановление апелляционной инстанции от 01.11.2001 по делу N А27-3955/2000-5 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.