Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2001 N Ф04/3701-427/А67-2001 Переход полномочий, связанных с взысканием задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование, от органов Пенсионного фонда РФ к налоговым органам не влечет восстановление сроков, установленных для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок по указанным взносам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 3 декабря 2001 года Дело N Ф04/3701-427/А67-2001

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску на решение Арбитражного суда Томской области от 24.08.2001 по делу N А67-4671/01 по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску к открытому акционерному обществу “Ресурс-Ф“ о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском
к открытому акционерному обществу “Ресурс-Ф“, правопреемнику закрытого акционерного общества “Завод крупнопанельного домостроения“, г. Томск (далее - ОАО “Ресурс-Ф“), о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 4164682 руб. 40 коп.

Решением суда первой инстанции от 24.08.2001 иск удовлетворен в части взыскания задолженности в сумме 2879334 руб., в том числе недоимки в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2183282 руб. и пени в сумме 696052 руб.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности по страховым взносам и пени в сумме 1285348 руб. 40 коп. и взыскать с ОАО “Ресурс-Ф“ указанную сумму.

По мнению заявителя, Инспекция вправе взыскивать задолженность по страховым взносам, пени и штрафам в государственные внебюджетные фонды после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а исчисление шестимесячного срока давности обращения в суд о взыскании недоимки и пени следует производить с 01.01.2001, а не с момента образования задолженности.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый истцом судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.

Руководствуясь статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании актов сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 01.01.2001 Инспекцией установлена образовавшаяся с
1996 года задолженность ответчика по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3956603 руб. 86 коп., в том числе недоимка в сумме 1688347 руб. и пени в сумме 2268256 руб. 86 коп.; в Фонд социального страхования в сумме 2080078 руб. 54 коп., в том числе недоимка в сумме 113161 руб. и пени в сумме 94917 руб. 54 коп.

Согласно пункту 7 статьи 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 18.08.99) органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно статьям 30 и 34.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.

Следовательно, отношения по взысканию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом органы государственных внебюджетных фондов в указанных правоотношениях до 01.01.2001 пользовались правами и несли обязанности, предусмотренные этим же Кодексом для налоговых органов.

В соответствии с п. 4 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о принудительном взыскании денежных средств налогоплательщика принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (взносов).

В соответствии со статьей
70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.

Установленный названными правовыми нормами срок направления и исполнения требования об уплате налога неразрывно связан с исчислением определенного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам.

Из пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал судам на необходимость отказывать в удовлетворении требований налогового органа в случае его пропуска.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования) с 01.01.2001 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что переход полномочий и обязанностей по взысканию образовавшейся на 01.01.2001 задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды от органов государственных внебюджетных фондов к налоговым органам не влечет восстановление предусмотренного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании названных платежей во внебюджетные фонды.

Принимая во внимание, что произведенный судом первой инстанции расчет взыскиваемых платежей ответчиком не опровергается, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Томской области от 24.08.2001 по делу N А67-4671/01 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.