Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2004 N А56-6345/03 Суд признал недействительным решение налогового органа об отказе в возмещении организации налога на добавленную стоимость из бюджета, указав на то, что организация представила в ИМНС полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в том числе и товаросопроводительные документы с отметками пограничных таможенных органов о фактическом вывозе товара.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2004 года Дело N А56-6345/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества “Скан-Нева“ Кочкиной Т.В. (доверенность от 29.12.2003 N 145), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Юрина А.Л. (доверенность от 29.10.2003 N 03-05/3270), рассмотрев 20.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 26.03.2003 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 (судьи Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Спецакова
Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6345/03,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Скан-Нева“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), от 20.11.2002 N 28/39 об отказе в возмещении 46964 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2002 года по экспортным операциям и о возложении на налоговый орган обязанности возместить Обществу указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет.

Решением суда от 26.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, налогоплательщик не подтвердил в установленном порядке право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, относящихся к операциям, заявленным как экспортные: на представленных заявителем товаросопроводительных документах нет отметок пограничных таможенных органов о фактическом вывозе товара.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов, заключенных с “Бэллингхэм Комерс Лимитед“ (США), Общество в феврале - мае 2002 года реализовало на экспорт лесоматериалы. В представленной в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2002 года Общество предъявило к возмещению из бюджета 46963 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам использованных при
экспортных поставках товаров, по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию комплект документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и приложенных к ней налогоплательщиком документов, результаты которой отразила в акте от 18.11.2002 N 28/39.

Решением от 20.11.2002 N 28/39 налоговый орган отказал Обществу в возмещении 46964 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2002 года на том основании, что на представленных заявителем товаросопроводительных документах нет отметок пограничных таможенных органов о фактическом вывозе товара.

Общество, считая отказ налогового органа возместить 46964 руб. налога на добавленную стоимость незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд признал недействительным решение налоговой инспекции об отказе в возмещении Обществу указанной суммы налога, указав на то, что заявитель представил в налоговый орган полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в том числе и товаросопроводительные документы с отметками пограничных таможенных органов о фактическом вывозе товара.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Кроме того, главой 21 НК РФ предусмотрен ряд особенностей, связанных с налогообложением операций реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.

Установлено, что:

1) сумма налога исчисляется отдельно по каждой такой
операции (пункт 6 статьи 166 НК РФ);

2) момент определения налоговой базы для целей налогообложения не зависит от принятой учетной политики для целей налогообложения (“по мере отгрузки“ или “по мере оплаты“ товаров, работ, услуг), а определяется в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат:

- последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

- если полный пакет документов, предусмотренных статьи 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент формирования налоговой базы по таким товарам определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения (“по отгрузке“ или “по оплате“).

В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ указано на право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Это право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов. Причем, как указано в пункте 6 статьи 164, пункте 10 статьи 165, пункте 3 статьи 172 и пункте 4 статьи 176 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Следовательно, принимая во внимание установленный пунктом 9 статьи 167 НК РФ особый порядок определения момента формирования налоговой базы
по экспортным операциям, налогоплательщик не вправе указывать в декларации за соответствующий налоговый период операции, облагаемые по ставке 0 процентов, и соответствующие им налоговые вычеты, если не собран полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Как установлено судом и видно из материалов дела, Общество для обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов представило все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, в том числе копии товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, Общество подтвердило в установленном законодательством о налоге на добавленную стоимость порядке обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали решение налоговой
инспекции от 20.11.2002 N 28/39 об отказе в возмещении Обществу 46964 руб. налога на добавленную стоимость недействительным и возложили на налоговый орган обязанность возместить Обществу указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6345/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

МАЛЫШЕВА Н.Н.