Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2004 по делу N А56-8737/03 Поскольку нормами Налогового кодекса РФ право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров, ИМНС неправомерно отказала налогоплательщику в возмещении НДС, в связи с тем что его поставщик не уплатил в бюджет сумму налога, полученную за товар, в дальнейшем реализованный на экспорт налогоплательщиком.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2004 года Дело N А56-8737/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., при участии от ООО “Корунд“ юрисконсульта Дегтярева А.В. (доверенность от 04.04.03 N 02), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста юридического отдела Дедусь Л.В. (доверенность от 19.09.03 N 14-05/20817), рассмотрев 14.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 14.05.2003 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2003 (судьи Градусов А.Е., Дроздов А.Г.,
Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8737/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Корунд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 24.01.2003 N 0206062 в части отказа в возмещении 166349 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за сентябрь 2002 года, а также об обязании налогового органа возвратить указанную сумму НДС на расчетный счет Общества.

Решением от 14.05.2003 суд удовлетворил требования Общества.

Апелляционная инстанция постановлением от 22.09.2003 оставила решение суда без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении его требований. По мнению налогового органа, счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ООО “Корунд“ просил оставить решение и постановление суда без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела по результатам проведения проверки по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС Инспекцией вынесено решение от 24.01.2003 N 0206062, которым частично отказано в возмещении 166349 руб. НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций. В ходе проверки установлено наличие полного пакета документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи
172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для подтверждения права на применение вычета и возмещения 700931 руб. НДС по экспорту за сентябрь 2002 года. Однако в результате встречной проверки поставщиков Общества выявлено, что общество с ограниченной ответственностью “Альянс“, являясь “поставщиком товара второго звена“, не уплатило в бюджет НДС, полученный за товар, в дальнейшим реализованный на экспорт заявителем.

Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае отказ налогового органа в возмещении оспариваемой суммы НДС не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права Общества.

Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган, проверив обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.

Обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Согласно же пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не
устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих факт перечисления в бюджет сумм НДС, полученных от поставщика экспортера.

Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ именно на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления в ходе налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0 процентов за сентябрь 2002 года и факт уплаты им сумм НДС поставщику экспортированного товара, что и является основанием для применения налоговых вычетов. Не оспаривает налоговый орган и отсутствие предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ оснований для осуществления зачета сумм НДС, подлежащих возмещению.

Кроме того, налоговый орган в кассационной жалобе ссылается на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения по данному спору, а следовательно, в силу статей 286 -
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал решение Инспекции от 24.01.2003 N 0206062 в части отказа Обществу в возмещении 166349 руб. НДС за сентябрь 2002 года недействительным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8737/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.