Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2000 N Ф04/2610-652/А27-2000 Для обоснования льгот по НДС экспортируемых товаров в налоговый орган предоставляются документы, подтверждающие реальный экспорт товаров, и выписка банка о зачислении денежных средств на счет в российском банке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 октября 2000 года Дело N Ф04/2610-652/А27-2000

(извлечение)

Дочерняя холдинговая компания “Кузбассразрезуголь“ открытого акционерного общества “Разрез “Кедровский“ обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительным ненормативного акта территориальной Правобережной налоговой инспекции, преобразованной в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово, оформленного письмом от 04.02.2000 N 16-08/185. Данным письмом истцу отказано в предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость от экспорта товаров.

Решением от 05.07.2000 требования истца удовлетворены со ссылкой на их правомерность.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В
кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное толкование судом статьи 5 Закона “О налоге на добавленную стоимость“ и пункта 22 Инструкции Госналогслужбы России N 39.

В судебном заседании представитель истца отклонила изложенные в жалобе доводы, представила письменный отзыв на кассационную жалобу.

Проверив материалы дела в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, ОАО “Разрез “Кедровский“ осуществляло в 1997 - 1998 годах экспортные поставки через посредника - фирму ЗАО “Внешнеэкономическая ассоциация “Кузбасс“. 17.11.99 ОАО “Разрез “Кедровский“ обратилось с письменным требованием к территориальной Правобережной государственной налоговой инспекции города Кемерово о предоставлении льготы по налогу на добавленную стоимость с приложением документов, подтверждающих факт реального экспорта товаров.

Письмом от 04.02.2000 N 16-08/185 ответчик отказал в предоставлении льготы, указав, что льгота по НДС от экспорта товара через посреднические фирмы по договорам комиссии предоставляется комитенту на сумму экспортной выручки, поступившей непосредственно на его счет от комиссионера.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что ОАО “Разрез “Кедровский“ выполнило все требования действующего законодательства, а также требования, предъявляемые Инструкцией ГНС N 39, необходимые для получения льгот по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ от НДС освобождаются экспортируемые товары как собственного
производства, так и приобретенные.

Как следует из статьи 97 Таможенного кодекса РФ, экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательств об их ввозе на эту территорию.

Следовательно, право на налоговую льготу по экспортируемым товарам возникает в случае фактического пересечения указанным товаром таможенной границы РФ. Иных условий применения льготы по НДС Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость“ не содержит.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ подлежит зачету или возмещению из бюджета сумма налога на добавленную стоимость, в том числе в соответствии с пунктом 1 “а“ статьи 5 Закона.

Порядок и условия предоставления льгот по НДС установлены пунктом 22 Инструкции N 39 Госналогслужбы РФ. Одним из таких условий является представление в налоговый орган выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законом.

Из изложенного следует, что условием предоставления льготы по НДС являются документы, подтверждающие реальный экспорт товаров (согласно Закону), и выписка банка о зачислении денежных средств в российском банке на счет, зарегистрированный в налоговых органах, российского налогоплательщика.

Ни Закон, ни Инструкция прямо не указывают, что выручка за экспортную продукцию должна быть зачислена на счет собственника экспортируемого товара.

Ссылка инспекции МНС на Указы Президента РФ N 685 и N 1212 неосновательна, поскольку они не содержат правовых последствий нарушения содержащихся в них положений в виде лишения собственника экспортируемого товара права на льготу по НДС.

Обосновывая свою позицию положениями указанных выше Указов Президента РФ, инспекция МНС не учитывает, что данные
нормативные акты изданы в целях ужесточения контроля за поступлением экспортной выручки на территорию Российской Федерации, улучшения регулирования процессов экспорта и ускорения получения выручки от иностранных покупателей.

По настоящему спору выручка от реализации на экспорт продукции от иностранных покупателей в Российскую Федерацию поступила и зачислена на зарегистрированный в налоговых органах счет российского налогоплательщика (комиссионера).

Важным обстоятельством является и то, что Указы Президента РФ N 685 и N 1212 были приняты в 1996 году; после их издания в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость“ неоднократно вносились изменения и дополнения, однако никаких дополнительных условий предоставления льготы, предусмотренной для экспортируемых товаров, или ограничений ее применения в указанный Закон не внесено.

Ссылка инспекции МНС на то, что судом расширительно толкуется термин “счет налогоплательщика“ как счет любого российского налогоплательщика, а не собственника экспортируемого товара, как полагает инспекция МНС, кассационной инстанцией не принимается, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 05.07.2000 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4148/2000-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.