Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.1999 N Ф04/921-134/А46-99 Регистрацию как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц, которые в соответствии с их учредительными документами имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, производят местные администрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 мая 1999 года Дело N Ф04/921-134/А46-99

(извлечение)

Департамент недвижимости Администрации г. Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Управлению юстиции Администрации Омской области о признании недействительным акта государственной регистрации государственного учреждения “Центр технической инвентаризации Омской области“.

В обоснование своих требований истец указал, что ответчик самостоятельно зарегистрировал государственное учреждение “Центр технической инвентаризации Омской области“, чем грубо нарушил установленный законодательством порядок государственной регистрации юридических лиц и законное право местного самоуправления города Омска на осуществление данных государственных функций.

К участию в деле на стороне ответчика
в качестве третьего лица по инициативе суда было привлечено государственное учреждение “Центр технической инвентаризации Омской области“.

Решением Арбитражного суда Омской области от 17 июня 1998 года в удовлетворении исковых требований отказано на тех основаниях, что статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена государственная регистрация юридических лиц органами юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Постановлением апелляционной инстанции от 7 октября 1998 года решение суда первой инстанции было отменено в связи с неправильным применением норм материального права. Принято новое решение, которым оспариваемый ненормативный акт Управления юстиции Администрации Омской области, а также произведенная на его основе запись о государственной регистрации государственного учреждения “Центр технической инвентаризации Омской области“ признаны недействительными.

В кассационной жалобе ответчик просит восстановить пропущенный срок для подачи кассационной жалобы, оставить в силе решение суда первой инстанции и признать действительной государственную регистрацию “Центра технической инвентаризации Омской области“.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент недвижимости Администрации г. Омска считает кассационную жалобу необоснованной и не имеющей юридических оснований к рассмотрению ее по существу. Полагает, что постановление апелляционной инстанции основано на правильно примененных нормах материального и процессуального права, поэтому просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция, совещаясь на месте и руководствуясь статьей 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила: восстановить пропущенный срок на подачу кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и
процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Управление юстиции Администрации Омской области своим распоряжением от 9 апреля 1998 года произвело регистрацию государственного учреждения “Центр технической инвентаризации Омской области“ с выдачей свидетельства о регистрации N 1 от 9 апреля 1998 года.

Согласно абзацу 6 пункта 2 и пункту 17 Положения об Управлении юстиции Омской областной Администрации, утвержденного постановлением Главы Администрации от 19 октября 1993 года N 400-п, на Управление юстиции возложена регистрация уставов общественных и религиозных объединений, действующих в пределах территории области, контроль за соблюдением положений их уставов, а также ведение регистра зарегистрированных в Управлении юстиции общественных и религиозных объединений.

Между тем права на осуществление государственной регистрации юридических лиц на территории г. Омска в соответствии с пунктом 4.1.12 Положения о Департаменте недвижимости г. Омска, утвержденного постановлением Главы городского самоуправления г. Омска от 11.09.97 N 294-п, имеет структурное подразделение названного Департамента - Городская регистрационная палата.

Считая произведенную Управлением юстиции Администрации Омской области регистрацию вновь созданного в г. Омске по ул. Некрасова, 6 юридического лица - государственного учреждения “Центр технической инвентаризации Омской области“, противоречащей гражданскому законодательству Российской Федерации и нарушающей охраняемые законом права местного самоуправления города Омска, Департамент недвижимости Администрации города Омска обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что органы юстиции в соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации смогут осуществлять полномочия по регистрации юридических лиц лишь после принятия и вступления в действие Федерального закона о государственной регистрации
юридических лиц.

До вступления в действие названного Закона в силу статей 2 и 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ применяется порядок регистрации юридических лиц, который установлен статьями 34, 35 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ от 25 декабря 1990 года, Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года N 1482, с применением статьи 4 Указа Президента Российской Федерации “О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления“ от 9 октября 1993 года N 161.

Руководствуясь указанными правовыми нормами, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что регистрацию как коммерческих юридических лиц, так и некоммерческих юридических лиц, которые в соответствии с их учредительными документами имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, производят местные администрации.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством регистрация вновь созданного на территории г. Омска юридического лица - государственного учреждения “Центр технической инвентаризации Омской области“, должна быть произведена регистрирующим органом Администрации города Омска, то есть Департаментом недвижимости.

Таким образом, оспариваемое распоряжение Управления юстиции Администрации Омской области, а также произведенная на его основе запись о государственной регистрации государственного учреждения “Центр технической инвентаризации Омской области“ не соответствуют указанным нормативным актам и нарушают охраняемые законом права истца, правомерно признаны судом апелляционной инстанции недействительными.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 7 октября 1998 года по делу N К/У-78-269А оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.