Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.08.1998 N Ф04/1135-282/А27-98 Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать размеры торговых надбавок к свободным ценам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 августа 1998 года Дело N Ф04/1135-282/А27-98
(извлечение)
Муниципальное предприятие (МП) “Фармация“ г. Таштагола Кемеровской области обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Администрации Кемеровской области о признании недействительным решения Управления цен Администрации Кемеровской области от 13.12.94 N 34 “Об изъятии в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения цен“, которым за нарушение государственной дисциплины цен, выразившееся в превышении торговой надбавки, у истца изъято 223891390 рублей и применен штраф в размере этой суммы, всего ко взысканию в доход бюджета подлежит 447782780 рублей.
Определением от 12.03.98 арбитражным судом по делу привлечено третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Управление цен Администрации Кемеровской области.
В обоснование искового требования истец ссылается на то, что обжалуемое решение противоречит нормам, регулирующим государственную дисциплину цен, и принято Управлением цен Администрации Кемеровской области с превышением полномочий, предоставленных законом.
Решением от 31.03.98 Арбитражный суд Кемеровской области в удовлетворении иска отказал на основании того, что Администрация Кемеровской области является ненадлежащим ответчиком.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.06.98 этого же суда решение от 31.03.98 отменено и принято новое решение, которым муниципальному предприятию “Фармация“ в удовлетворении иска к Администрации Кемеровской области отказано на основании того, что иск к Администрации Кемеровской области заявлен правомерно, решение от 13.12.94 N 34 принято Управлением цен Администрации Кемеровской области в пределах полномочий.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционной инстанции в части принятия решения об отказе в иске и принять новое решение.
В обоснование жалобы истец ссылается на то, что арбитражным судом апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права не исследованы основания иска, неправильно применены нормы права.
В судебном заседании представители истца поддержали кассационную жалобу.
Представитель третьего лица считает жалобу необоснованной.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.91 N 55 “О мерах по либерализации цен“ (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.92 N 245), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.92 N 970 “О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения“ органам исполнительной власти областей предоставлено право устанавливать размеры торговых надбавок к свободным ценам. Размер торговых надбавок в аптечной сети составлял не более 50 процентов.
Предоставление Правительством Российской Федерации права органам исполнительной власти областей устанавливать торговые надбавки в аптечной сети не противоречит пункту “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации, относящей основы ценовой политики к ведению Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом “в“ части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесены вопросы единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения.
Следовательно, до принятия соответствующего федерального закона по предмету ведения Российской Федерации - основы ценовой политики - изложенные правовые акты в части предоставления полномочий органам исполнительной власти областей по установлению размеров торговых надбавок к свободным ценам в аптечной сети не противоречат Конституции Российской Федерации.
Поэтому доводы истца о превышении полномочий ответчиком по установлению размера торговой надбавки на лекарственные средства не обоснованы.
Арбитражным судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что по результатам проверки истца Управлением цен Администрации Кемеровской области в пределах полномочий, на основании Положения об Управлении цен Администрации Кемеровской области, утвержденного постановлением Администрации Кемеровской области от 17.03.94 N 6, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.92 N 133 “Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики Российской Федерации“, Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен от 01.12.92, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.12.92 N 101, обоснованно принято решение от 13.12.94 N 34 об изъятии у истца денежных средств, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен.
Постановление апелляционной инстанции следует считать законным, основанным на нормах права, подлежащих применению при разрешении спора, обоснованным доказательствами, исследованными судом, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 09.06.98 по делу N А27-859/98-5 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.