Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.1997 N Ф04/1051-83/А67-97 по делу N АК-841/97 Удовлетворяя иск о признании недействительным постановления налогового органа в части взыскания пени по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, суд пришел к правомерному выводу о том, что налоговый орган принял оспариваемое решение с превышением своих полномочий, предоставленных ему законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 августа 1997 года Дело N Ф04/1051-83/А67-97

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции (ГНИ) по г. Стрежевому Томской области на решение и постановление Арбитражного суда Томской области по делу N АК-841/97,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) “Росс“ обратилось с иском к ГНИ по городу Стрежевому о признании недействительным постановления от 29.11.96 N 531 в части взыскания пени по арендной плате в сумме 62949,2 тыс. руб.

В обосновании заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что налоговая инспекция,
применяя в сфере гражданско-правовых отношений санкции в виде взыскания пени за несвоевременное внесение арендной платы, превысила свои полномочия, предусмотренные Законом РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР“.

Суд первой инстанции согласился с доводами товарищества и решением от 22.04.97 исковые требования удовлетворил.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.06.97 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что государственным органам налоговой инспекции предоставлено право взыскания в бюджеты платежей, к числу которых относится и пени при сдаче в аренду муниципального имущества.

Рассмотрев материалы дела, доводы заявителя, кассационная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.

Как следует из материалов дела, в ноябре 1996 года сотрудниками налоговой инспекции проведена документальная проверка товарищества по вопросу своевременности и полноты перечисления в бюджет арендной платы за период с 01.01.94 по 28.11.96. Установлено, что между комитетом по управлению имуществом города Стрежевого, производственным жилищно-ремонтным управлением (в настоящее время МП ЖКХ) и ТОО “Росс“ 01.01.94 заключен договор аренды (с изменениями от 01.01.95) помещения цокольного этажа дома, относящегося к муниципальной собственности. Согласно заключенному договору арендная плата перечисляется за каждый квартал вперед в срок до 5 числа первого месяца каждого квартала, а с 01.02.96 за каждый месяц. В случае невнесения арендатором платежей в установленные сроки начисляется пени по ставке 0,5% в день за каждый день просрочки.

В связи с тем, что арендная плата товариществом вносилась не в установленный законодательством месячный срок и имелась задолженность, начальником ГНИ по г. Стрежевому 29.11.96 принято постановление N 531 о взыскании с истца суммы пени по арендной плате в размере 62949175 руб.

Кассационная коллегия
согласна с выводом арбитражного суда, что, принимая решение о взыскании с истца пени, ответчик превысил полномочия, предоставленные ст. 7 Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР“ от 21.03.1991.

Упомянутым Законом, а также Законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ от 27.12.1991 начальнику (зам. начальника) налоговой инспекции предоставлено право принятия решения о применении ответственности в виде взыскания пени за нарушения, допущенные в сфере налоговых правоотношений. В рассматриваемой ситуации платежи по аренде к таковым не относятся, и в случае невыполнения обязанностей арендатора по исполнению договора действуют нормы гражданского законодательства, в том числе правила о применении ответственности в виде взыскания пени.

Не может быть принята во внимание ссылка заявителя жалобы на совместное письмо Минфина и ГНС РФ от 08.12.93 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.93 за N 441), поскольку, как правильно отмечено апелляционной инстанцией, данное письмо не изменяет объема прав налоговых органов и их должностных лиц, установленных законами и правовыми актами.

Инструкция N 26, утвержденная приказом ГНС РФ 15.04.94, определяет порядок ведения налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Возложение на инспекцию как орган государственного контроля обязанности по ведению учета за внесением в доходы бюджетов всех уровней и арендных платежей, исчислении пени не означает предоставление права применения финансовых санкций в виде взыскания пени по данному виду неналогового платежа.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение и постановление Арбитражного суда Томской области по делу N АК-841/97 оставить без изменения, кассационную жалобу ГНИ по г. Стрежевому без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.