Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2003 N КА-А40/10716-03 Суд правомерно удовлетворил исковые требования об обязании налогового органа зачесть в счет предстоящих платежей излишне уплаченную в региональный бюджет пеню по налогу на пользователей автомобильных дорог, т.к. в исследуемом периоде у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени по указанному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 декабря 2003 г. Дело N КА-А40/10716-03

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Мобильные ТелеСистемы“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, с учетом изменения требований (л. д. 20), об обязании Межрайонной инспекции МНС России N 40 по городу Москве зачесть излишне уплаченную в бюджет г. Москвы пеню по налогу на пользователей автодорог в размере 763764 руб. в счет предстоящих платежей Общества по налогам, уплачиваемым в бюджет г. Москвы.

Решением от 26.08.2003 Арбитражный суд удовлетворил требования Общества со ссылкой на ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации,
признав, что у Инспекции отсутствовали основания для начисления пени по налогу на пользователей автодорог в период с 01.01.2001 по 01.11.2001, поскольку действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 “Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации“, которым был установлен срок уплаты налога на пользователей автодорог - до 15 числа за прошедший месяц, приостановлено с 01.01.2001 по 31.12.2001 Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2001 год“ от 27.12.2000 N 150-ФЗ, в связи с чем на дату составления акта сверки от 26.11.2001 срок платежа по налогу на пользователей автодорог еще не наступил, и начисление Инспекцией пени противоречит ст. 75 НК РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции МНС России N 40, в которой налоговый орган просит отменить судебный акт, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, в котором указано, что подлежит применению п. 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, установленного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым предусмотрено внесение налога на пользователей автодорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебном акте.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 16.02.2002 о возврате излишне уплаченной пени в сумме 763764 руб. 76 коп.

По мнению
Общества, излишняя уплата произошла в связи с произведенным Инспекцией самостоятельно зачете указанной суммы пени, которая неправомерно начислена налоговым органом по налогу на пользователей автодорог за период с 01.01.2001 по 01.11.2001 в соответствии с Инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“.

Согласно действовавшему в спорный период п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.1991 N 1759-1 порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2.3 действовавшего в спорный период Постановления Московской городской Думы от 27.11.1996 N 101 “О положении и порядке образования и использования средств целевого внебюджетного территориального фонда города Москвы“ налогоплательщики перечисляют налоги в Фонд в сроки, установленные российским законодательством.

В соответствии с п. 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом РСФСР “О дорожных фондах в РСФСР“ налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Между тем Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2001 год“ от 27.12.2000 N 150-ФЗ (пункт 6 приложения 38 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2001 год“ - Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается на 2001 год) приостановлено действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 января 1992 года N 2235-1 “Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации“.

В силу ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и
исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Поскольку в 2001 г. законодательством города Москвы не устанавливался налоговый период по налогу на пользователей автодорог, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговым периодом по данному налогу является календарный год, а не месяц, как это утверждается Инспекцией.

Данный подход к определению налогового периода по налогу на пользователей автодорог нашел свое отражение также в Письме МНС России от 17.07.2002 N 03-2-06/2/1794/24-щ187 “О сроках уплаты налога на пользователей автодорог“, в котором указано, что на основании статьи 55 НК РФ при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в законодательном акте о конкретном налоге налоговым периодом признается календарный год. При этом исходя из положений статьи 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом. В связи с изложенным по окончании налогового периода по налогу на пользователей автомобильных дорог (соответствующего календарного года) при выявлении фактов неполной уплаты данного налога в целом за соответствующий период (календарный год) на сумму неуплаченного налога должны начисляться пени.

Таким образом, нарушение срока уплаты налога на пользователей автодорог, установленного Инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“, за период с 01.01.2001 по 01.11.2001 не может служить основанием для начисления пени.

Довод Инспекции о том, что Инструкция МНС России от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ издана с учетом и на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Постановления Московской городской
Думы от 27.11.1996 N 101 “О положении и порядке образования и использования средств целевого внебюджетного территориального фонда города Москвы“, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, и поэтому должна применяться, не может быть принять во внимание, поскольку Инструкция относится к ведомственным нормативным актам, обязательным для налоговых органов, но не для налогоплательщиков, и не может дополнять или изменять акт законодательства о налогах и сборах, при этом Письмо МНС России от 17.07.2002 N 03-2-06/2/1794/24-щ187 “О сроках уплаты налога на пользователей автодорог“ также является обязательным для налогового органа.

Ссылка Инспекции в кассационной жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Акционерного общества открытого типа “Энергомаш“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в российской федерации“, пункта 5 порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона “об арбитражных судах в российской федерации“ в обоснование довода о том, что налог должен исчисляться ежемесячно 15-го числа за прошедший месяц, не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку указанное Определение не устанавливает срок и порядок уплаты налога на пользователей автодорог в спорный период, а лишь признает пункт 10 Порядка образования и пользования средств Федерального дорожного фонда РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1, действие которого в спорный период было приостановлено федеральным законом, соответствующим Конституции Российской Федерации.

Довод Инспекции о том, что акт сверки по налогу на пользователей
автодорог от 26.11.2001 (л. д. 7, 8) был подписан налогоплательщиком без разногласий, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку данное обстоятельство не является доказательством правомерности начисления Инспекцией пени по налогу на пользователей автодорог в спорном периоде.

При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.08.2003 по делу N А40-30487/03-117-378 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 40 по г. Москве - без удовлетворения.