Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2003 N КА-А40/8978-03 Дело о признании недействительным ненормативного акта госоргана о привлечении к налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц и неуплату взносов в Фонд социального страхования РФ передано на новое рассмотрение, т.к. не были установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного спора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 ноября 2003 г. Дело N КА-А40/8978-03

(извлечение)

ООО “Тройка Пресс ЛТД“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы от 13.01.03 N 03.

До рассмотрения спора по существу Общество отказалось от оспаривания указанного решения налогового органа в части начисления пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 60 руб.

Решением суда первой инстанции от 19.05.03, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.08.03, заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с принятыми по
делу судебными актами, ИМНС N 15 подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, как незаконные.

Отзыв на жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Общества настаивал на ее отклонении, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене принятых по делу решения и постановления суда по следующим основаниям.

ИМНС N 15 провела выездную налоговую проверку ООО “Тройка Пресс ЛТД“, в ходе которой установила факты несвоевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц и неуплаты взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) в период 1999 - 2000 гг., которые зафиксировала в акте от 26.12.02 N 401. На основании этого акта Инспекция вынесла решение от 13.01.03 N 03 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату страховых взносов в государственный внебюджетный ФСС России в виде штрафа в размере 7208 руб. Этим решением Обществу предложено уплатить страховые взносы в сумме 36041 руб. и пени за несвоевременное перечисление взносов в ФСС России в сумме 31405 руб. налога на доходы физических лиц в сумме 60 руб.

Признавая недействительным вышеуказанное решение ИМНС N 15 в оспариваемой части, Арбитражный суд г. Москвы сослался на то, что при постановке на учет в ФСС России его орган осуществил проверку Общества за период до подачи
заявления, доначислил ему взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (за 2000 год и январь, февраль 2001 года), пени по просроченным платежам и привлек его к ответственности по ст. 117 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет в виде штрафа в размере 20000 руб. Начисленные взносы, пени и штраф Общество уплатило в добровольном порядке. В связи с чем суд признал неправомерным доначисление налоговым органом страховых взносов за период 1999 - 2000 гг. Также суд указал на неправомерное привлечение Общества к налоговой ответственности, начисление пени по ст. 75 НК РФ и отклонил, что в 2000 г. Общество не являлось страхователем.

Данный вывод сделан на основе неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.08.00 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах и сборах Российской Федерации“ с 01.01.01 в ведении органов ФСС России остались вопросы взыскания взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не включенных в состав единого социального налога (далее - ЕСН).

Согласно ст. 9 вышеупомянутого Федерального закона от 05.08.00 N 118-ФЗ с указанной даты - 01.01.01 - осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, в т.ч. ФСС России, включенных в состав ЕСН, возложено на налоговые органы Российской Федерации.

Осуществленная органом ФСС России 19.03.01 проверка ООО “Тройка Пресс ЛТД“ касалась уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. По
результатам этой проверки Фонд доначислил Обществу взносы на указанный вид страхования по ставке 0,3% за 2000 год и январь, февраль 2001 года, пени по просроченным платежам.

Проверка Общества за период до подачи заявления о постановке на учет, проведенная органом ФСС России, не подменяет проверку, осуществленную налоговым органом, т.к. предмет проверки в данном случае различен.

Предметом проверки ИМНС N 15 был вопрос исчисления и внесения взносов на обязательное социальное страхование, с 01.01.01 уплачиваемых в составе единого социального налога. Вынесенным по результатам проверки решением от 13.01.03 N 03 Инспекция доначислила взносы по ставке 5,4% и соответствующие пени на сумму задолженности.

При таких обстоятельствах утверждение Арбитражного суда г. Москвы о неправомерном доначислении ИМНС N 15 страховых взносов за период 1999 - 2000 гг. является ошибочным.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.08.00 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ недоимка (задолженность по уплате взносов, в т.ч. в ФСС России), образовавшаяся на 01.01.01, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассматривая данный спор, Арбитражный суд г. Москвы не проверил правильность расчета доначисленной налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование и пени.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16.02.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ страхователями признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). В силу
ст. 9 названного Закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. В ст. 4 данного Закона указано, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Поэтому утверждение суда о том, что в 1999 - 2000 гг. Общество не являлось страхователем, противоречит действующему законодательству. Несвоевременная регистрация Общества в качестве страхователя не освобождает его от установленной законом обязанности по уплате страховых взносов и пени за просрочку их перечисления.

При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. Поскольку правильность оспариваемого решения Налоговой инспекции не была предметом надлежащей проверки суда.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.03 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11126/03-33-133 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.