Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 28.05.2003 N КА-А40/3335-03 За нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда социального страхования органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ за аналогичные налоговые правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 мая 2003 г. Дело N КА-А40/3335-03

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Ф., судей Л., Т., при участии в заседании от истца: МРО ФСС РФ (представитель в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о дне рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом); от ответчика: представитель АНУЭО “Офисный центр “Восток-2“ (представитель в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о дне рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу МРО ФСС РФ на решение от 11 февраля 2003 г. по
делу N А40-1339/03-76-25 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Ч., по заявлению Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к АНУЭО “Офисный центр “Восток-2“ о взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Автономной некоммерческой управленческо-эксплуатационной организации “Офисный центр “Восток-2“ с заявлением о взыскании 5000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.

Решением от 11.02.2003 Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что Федеральный закон N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ носит срочный характер и не может являться основанием для привлечения Организации к ответственности.

Не согласившись с судебным актом, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе просит о его отмене, как вынесенного с нарушением норм материального права, а именно: ст. 8 Федерального закона N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 г.“.

По мнению заявителя, суд не применил закон, подлежащий применению.

Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что судебный акт подлежит отмене по ч. 2 ст. 288 АПК РФ, как принятый с нарушением норм материального права.

Как установлено при разбирательстве дела, Общество прошло государственную регистрацию в Московской регистрационной палате 28.05.2002, с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя обратилось 22.07.2002, т.е. с нарушением установленного законом срока, что явилось основанием для привлечения его к ответственности
решением МРО ФСС РФ от 31.05.2002 N 31 в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации N 17-ФЗ от 11.02.2002 “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“.

В силу ст. 11 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Статья 8 ФЗ от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ устанавливает, что за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда, за неуплату или неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.

За нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в МРО ФСС РФ до 90 дней исполнительные органы Фонда применяют санкции в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Взысканные после 1 января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, а по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в федеральный бюджет (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ).

Согласно ФЗ от 08.02.2003 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“ и Письму ФСС РФ от 13.02.2003 N 02-18/05-984 “О взыскании недоимки и пеней со страхователей, применении мер ответственности к страхователям и банкам в 2003 году“ по указанным вопросам необходимо руководствоваться “Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных, выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, утвержденных Фондом социального страхования от 18.04.02 N 42.

Следовательно, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с АНУЭО “Офисный центр “Восток-2“ штрафа за несвоевременную регистрацию в территориальном органе Фонда является ошибочным.

Полно, всесторонне и непосредственно арбитражный суд первой инстанции установил и исследовал существенные обстоятельства для дела, но неверно применил нормы материального права.

Поэтому суд кассационной инстанции считает возможным принятое судом решение отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении требования о взыскании штрафа.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2003 по делу N А40-1339/03-76-25 отменить.

Взыскать с АНУЭО “Офисный центр “Восток-2“ в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ штраф в размере 5000 руб. и госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 375 руб.