Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2003 N КА-А40/2322-03 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации более чем на 90 дней, т.к. на момент совершения указанного правонарушения ответственность за него установлена не была.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 апреля 2003 г. Дело N КА-А40/2322-03

(извлечение)

Решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2002 г. N 330 ЗАО “Ломбард “Алмаз-Холдинг“ привлечено к ответственности за нарушение регистрации в качестве страхователя на срок более 90 дней в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 г.“ к штрафу в размере 10000 рублей.

В связи с тем, что штраф ответчиком уплачен не был, МРО ФСС РФ обратилось в суд с заявлением о его взыскании.

Решением
от 30 января 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявления отказано.

При этом суд исходил из того, что Закон N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 г.“ к данным правоотношениям не применим, а применяется Административный кодекс РФ, который не предусматривает ответственности юридических лиц. По мнению суда, МРО ФСС РФ не соблюден порядок привлечения к ответственности, установленной Административным кодексом РФ.

В кассационной жалобе МРО ФСС РФ ставит вопрос об отмене решения и удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом вышеуказанных норм закона.

В жалобе указывается, что суд ошибочно пришел к выводу, полагая, что МРО ФСС РФ нарушило при привлечении Общества к ответственности процедуру, установленную Административным кодексом РФ, поскольку в соответствии с Законом “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“ порядок привлечения юридического лица к ответственности производится в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ.

В заседание кассационной инстанции представители сторон не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав заявителя жалобы с учетом его доводов и норм права, не находит оснований для отмены решения. Однако считает, что мотивы отказа в иске следует изложить в другой редакции.

Выводы арбитражного суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения ЗАО “Ломбард Алмаз-Холдинг“ к ответственности, предусмотренной Административным кодексом РФ, являются ошибочными, поскольку данный Закон применяется в части ответственности только к должностным лицам. А привлечение юридического лица к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования РФ предусмотрено ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 г.“. Аналогичный закон принят
и на 2003 год, где не предусмотрено применение за такого рода нарушение Административного кодекса РФ.

Напротив, в ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ указано, что исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ, по правилам части 1 Налогового кодекса РФ производится и взыскание штрафа, т.е. как и применение мер ответственности за налоговые правонарушения.

Вместе с тем, по обстоятельствам настоящего дела ответчик зарегистрирован в МРП 19 июля 1999 г. С заявлением о регистрации в органах ФСС РФ обратился 18.07.2002, т.е. более чем через 90 дней. Правонарушение ответчиком совершено в тот период, когда ответственность за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя не предусматривалась.

Следовательно, Общество привлечено истцом к ответственности за данное правонарушение неправомерно.

Указание суда в решении на то, что ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“, в связи с введением с 1 июля 2002 г. КоАП РФ, подлежит применению в части, не противоречащей Административному кодексу РФ, ошибочно. Такое указание в Законе РФ “О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях“ не содержится.

Более того, ФЗ от 08.02.2003 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“ продлевает действие ст. 8 аналогичного Закона на 2002 г. N 17-ФЗ и раскрывает в ст. 20 состав правонарушения, предусматривающего ответственность юридического лица.

Ошибочные выводы арбитражного суда о применении норм КоАП РФ к данным правоотношениям не могут являться основаниями для отмены судебного акта, поскольку суд пришел к правильному выводу о неправомерности привлечения Общества к ответственности.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 284
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2003 года по делу N А40-51342/02-121-396 оставить без изменения, - кассационную жалобу МРО ФСС РФ - без удовлетворения.