Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2002 N КГ-А40/6975-02 Расходы, понесенные транспортной организацией в связи с предоставлением предусмотренных законом или иными правовыми актами льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 октября 2002 г. Дело N КГ-А40/6975-02

(извлечение)

Государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта Московской области “Мострансавто“ (далее - ГУП МО “Мострансавто“) предъявило Министерству финансов РФ иск о возмещении 4 руб. расходов за предоставленную льготу по проезду Филимонову В.А. - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.

Решением суда первой инстанции от 17.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2002, в удовлетворении иска отказано.

Суд исходил из того, что ГУП МО “Мострансавто“ не является получателем средств федерального бюджета; возмещение затрат, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров, осуществляется из областного бюджета.

В кассационной жалобе ГУП МО “Мострансавто“ ставится вопрос об отмене решения и постановления со ссылкой на неправильное применение норм материального права.



Отзыв на кассационную жалобу Минфином России не представлен.

В заседании кассационной инстанции представитель ГУП МО “Мострансавто“ поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Минфина России выступила против.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представителей сторон, суд кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Льгота по проезду участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Филимонова В.А. предоставлена ГУП МО “Мострансавто“ на основании п. 5 ст. 15 Закона РФ от 18.06.92 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “п. 5 ст. 15 Закона РФ от 18.06.92 “О социальной защите ...“ имеется в виду п. 5 ст. 15 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, в редакции Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1.

В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ расходы, понесенные транспортной организацией в связи с предоставлением предусмотренных законом или иными правовыми актами льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Указание на расходы означает, что законодатель в данном случае предусмотрел ограниченную компенсацию имущественных потерь транспортной организации, осуществляющей перевозки.

Объем такой компенсации не может определяться полной стоимостью перевозки.

Между тем ГУП МО “Мострансавто“ обосновывало размер иска ценой билета на проезд.

Предусмотренное законом последствие не может применяться, если обстоятельства, при которых это последствие применяется, не установлены. Из материалов дела следует, что ГУП МО “Мострансавто“ не доказало, что расходы транспортной организации составляют цену проездного билета.



При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении иска правомерен.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ ассигнования на возмещение расходов автотранспортных предприятий, связанных с предоставлением льготного проезда помощников депутата Государственной Думы, не предусмотрены.

Таким образом, законы, на которые ГУП МО “Мострансавто“ сослалось как на основание своих требований, не обеспечены финансированием из федерального бюджета.

Иск на основании п. 5 ст. 790 ГК РФ не может быть удовлетворен за счет средств федерального бюджета, если в законе о федеральном бюджете на соответствующий год не предусмотрено возмещение транспортным организациям их расходов на льготные перевозки.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает обжалованные решение и постановление законными и обоснованными. Доводы ГУП МО “Мострансавто“ о неправильном применении судами норм материального права отклоняются.

Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.06.2002 г. и постановление от 13.08.2002 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-18446/02-20-143 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.