Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2002 N КА-А40/5595-02 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления государственного органа о взыскании штрафа за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя, т.к. на момент вынесения ненормативного акта о привлечении к налоговой ответственности государственный орган не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 августа 2002 г. Дело N КА-А40/5595-02

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи А., судей Ф., Т., при участии в заседании: ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“ (К. - генеральный директор), рассмотрев кассационную жалобу МРО ФСС РФ на решение от 17.05.02 и постановление от 02.07.02 по делу N А40-13162/02-80-113 Арбитражного суда г. Москвы, принятые судьями Ю., Л.Л., К., Л.О.,

УСТАНОВИЛ:

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью “Бухгалтерское агентство “ОККО“ (далее -
ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“) о взыскании не уплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 5000 рублей, наложенного на основании ч. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией того же суда от 02.07.02, в иске отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе просит об их отмене, как принятых при неправильном применении ст. ст. 34.1, 116 НК РФ, ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“. Заявитель жалобы считает, органы ФСС РФ вправе применять к плательщикам страховых взносов налоговые санкции за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей.

МРО ФСС, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

В судебном заседании представитель ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“ возражал против удовлетворения жалобы, как необоснованной, просил оставить решение и постановление без изменения.

Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в том числе и по доводам кассационной жалобы.

Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, арбитражный суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения и постановления.

Как следует из обстоятельств дела, истец обратился в арбитражный суд за взысканием штрафа, наложенного на ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“ решением МРО ФСС РФ от 04.10.01 N 223 за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя.

Отказывая в иске, суды
исходили из того, что с 01.01.02 исполнительные органы ФСС РФ не вправе налагать на юридические лица взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 116 НК РФ, так как после вступления в силу Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ и Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 г.“ органы ФСС РФ не осуществляют права и обязанности налоговых органов.

Выводы судов являются правильными.

Согласно ст. 34.1 НК РФ органы внебюджетных фондов несут права и обязанности налоговых органов по налоговому контролю только в случае, прямо предусмотренном законом.

Вместе с тем законодательство о налогах и сборах не предусматривало наделения органов ФСС РФ в 2001 г. функциями налогового контроля за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 11 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ контроль уплаты таких взносов должен был осуществляться органами ФСС РФ в 2001 г. на основании Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, который не устанавливает, что контроль уплаты страховых взносов осуществляется органами ФСС РФ в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не относит такие взносы к налоговым платежам.

При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что на момент вынесения решения о привлечении ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“ к налоговой
ответственности, на основании которого производится взыскание, МРО ФСС РФ не обладало полномочиями по осуществлению налогового контроля и не вправе было привлекать ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“ к налоговой ответственности.

Довод кассационной жалобы о том, что МРО ФСС РФ было вправе привлечь ООО “Бухгалтерское агентство “ОККО“ к налоговой ответственности на основании ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ несостоятелен, поскольку ежегодно принимаемые законы о бюджете Фонда социального страхования носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты. Действовавший в 2001 г. Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год“ не предусматривал применения финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении срока регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.05.02 и постановление от 02.07.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-13162/02-80-113 оставить без изменения, а кассационную жалобу МРО ФСС РФ - без удовлетворения.