Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2004, 30.11.2004 по делу N А41-К2-14150/04 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2004 г. - объявлено Дело N А41-К2-14150/0430 ноября 2004 г. - изготовлено “

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ш., протокол судебного заседания вел судья Ш., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО “Лестопад“ к администрации Рузского района о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия, при участии в заседании: от заявителя - П., представитель, от администрации - Т., нач. юр. отдела,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Лестопад“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Рузского района Московской области по заявлению от 21.05.04 о приобретении прав на земельный
участок площадью 3,2 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, д. 16 Б, об обязании в двухнедельный срок изготовить на основании дежурной кадастровой карты кадастровый план указанного земельного участка; об обязании в двухнедельный срок принять решение о предоставлении указанного участка в собственность в соответствии с существовавшими фактическими границами участка.

Заявитель уточнил свои требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации Рузского района по заявлению ООО “Лестопад“ от 21.05.04 о приобретении прав на земельный участок площадью 3,2 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, д. 16 Б; обязать администрацию Рузского района в месячный срок утвердить проект границ данного земельного участка, согласно акту установления и согласования границ земельного участка; обязать администрацию Рузского района в двухнедельный срок с момента утверждения ею проекта границ указанного земельного участка принять решение о предоставлении его в собственность и направить ООО “Лестопад“ копию решения с приложением утвержденного проекта границ земельного участка; обязать администрацию Рузского района в двухнедельный срок с момента утверждения ею проекта границ земельного участка подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.

Администрация Рузского района с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на Закон Московской области N 2296-03 от 07.06.96 “О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области“, поскольку спорный земельный участок имеет площадь 3,2 га, а согласно Закону норматив предоставления земли в Рузском районе Московской области установлен в 3 га.

Отзыв на заявленные требования суду не представлен.

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, и
подтверждается материалами дела, 21.05.04 ООО “Лестопад“ обратилось в администрацию Рузского района с заявлением N 110/-05 от 21.05.04 о приобретении права собственности на земельный участок площадью 3,2 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, д. 16 Б, на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, поскольку на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.

В обоснование своих требований ООО “Лестопад“ ссылался на п. п. 5 - 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Заявление поступило в администрацию Рузского района 15.06.04, что подтверждается отметкой о получении с вх. N 1-9/133.

Вместе с заявлением ООО “Лестопад“ представлены копии свидетельств о регистрации права собственности на объекты недвижимости, акт установления границ земельного участка, план земельного участка, акт госконтроля по межеванию земель с приложениями.

На момент рассмотрения настоящего спора администрацией района решения по заявлению ООО “Лестопад“ не принято.

Право собственности заявителя на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке (подкрановые пути протяженностью 111,5 м, инв. N 12478, лит. II, объект N 3, номер 50:19:02:01195:003; токарный цех кирпичный общей площадью 193,70 кв. м, инв. N 12478-10, лит. Н, Н1, объект N 1, номер 50:19:02:01195:001: железнодорожный тупик протяженностью 170 м, инв. N 12478, лит. Ш, объект N 2, номер 50:19:02:01195:002), подтверждается свидетельствами права собственности серии 50 АД N 183761, N 183759, N 183760 от 15.12.02 (л. д. 8 - 10).

Согласно свидетельству о праве собственности одним из оснований для приобретения имущества, расположенного на спорном земельном участке, послужил договор купли-продажи N 3 от 28.04.02, заключенный с ОАО “Рузский леспромхоз“.

В материалах дела имеется решение
Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-17891/01 от 14.05.02, вступившее в законную силу. Согласно данному решению ОАО “Рузский леспромхоз“ является предприятием, образованным в результате приватизации государственного и муниципального имущества. Спорный участок находился и передан во владение ОАО “Рузский леспромхоз“ в соответствии с планом приватизации.

Таким образом, ссылка администрации Рузского района на Закон Московской области N 2296-ОЗ от 07.06.96 “О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области“ неправомерна, поскольку согласно ст. 1 Закона его положения регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением на территории Московской области земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности. Настоящий Закон применяется в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок предоставления земельных участков для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности.

В данном случае спор возник не по основанию первоочередного предоставления земли в соответствии с Законом Московской области.

Право собственности заявителя на объекты недвижимости не отменено, свидетельства не аннулированы в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.

Таким образом, администрация Рузского района неправомерно бездействует по заявлению ООО “Лестопад“ о приобретении права собственности на спорный земельный участок.

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан утвердить проект
границ участка на основании дежурной кадастровой карты.

Из представленных в материалы дела документов видно, что заявитель предоставил в администрацию Рузского района схему земельного участка, поэтажный план недвижимого строения, расположенного на участке, план подкрановых путей, железнодорожного тупика, акт установления и согласования границ земельного участка (л. д. 16, 24, 29, 30, 31, 32).

При отсутствии утвержденного проекта границ спорного земельного участка заявитель лишен возможности реализовать свое право на приобретение его в собственность.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требование об обязании утвердить проект границ обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку заявитель представил необходимые для этого документы.

Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет лиц, приобретающих участок, устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Таким образом, принятие решения о предоставлении участка в собственность осуществляется также при наличии кадастровой карты (плана) земельного участка. Из материалов дела следует, что ООО “Лестопад“ не обращалось с заявлением об изготовлении кадастровой карты.

Поскольку данный вопрос носит заявительный характер, а соответствующего заявления и требования не поступало, то в части обязания администрации Рузского района о принятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и направления ООО “Лестопад“ копии решения заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня
поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

На основании положения п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ требования ООО “Лестопад“ в части обязания администрации Рузского района подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 169, 174, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования ООО “Лестопад“ удовлетворить частично.

1. Признать незаконным бездействие администрации Рузского района Московской области по заявлению ООО “Лестопад“ от 21.05.04 о приобретении прав на земельный участок площадью 3,2 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, 16 Б;

2. Обязать администрацию Рузского района Московской области в месячный срок утвердить проект границ земельного участка площадью 3,2 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, 16 Б, занимаемого объектами недвижимости и необходимого для их использования, согласно акту установления и согласования границ земельного участка;

3. Обязать администрацию Рузского района в двухнедельный срок с момента утверждения проекта границ земельного участка площадью 3,2 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, 16 Б, подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка и направить договор купли-продажи ООО “Лестопад“ с предложением его заключения.

Выдать исполнительный лист.

В части требования об обязании администрации Рузского района в двухнедельный срок с момента утверждения ею проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, администрация пос. Тучково, пос. Тучково, ул. Гравийная, 16 Б,
принять решение о предоставлении его в собственность и направить ООО “Лестопад“ копию решения с приложением утвержденного проекта границ земельного участка ООО “Лестопад“ отказать.

Возвратить заявителю из дохода федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции Сбербанка РФ N 0107 от 16.07.04.

Выдать справку.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.