Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 22.05.2002 N КА-А40/3256-02 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налогами и сборами, и к этому виду страхования не применяются нормы о мерах ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 мая 2002 г. Дело N КА-А40/3256-02

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью “Фервент-М“ с иском о взыскании не уплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 5000 рублей, наложенного по п. 1 ст. 116 НК РФ за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2002 г. в иске отказано в связи с неправомерностью взыскания МРО ФСС РФ в 2001 г. с ответчика штрафа по п.
1 ст. 116 НК РФ.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе просит отменить данное решение, т.к. арбитражным судом неправильно применены нормы материального права, а именно: ст. ст. 9, 34-1, 116 НК РФ, ст. ст. 9, 11 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ ст. 10 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 г.“.

Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представители сторон в судебное заседание не явились.

Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.

Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, арбитражный суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения от 04.03.2002 г.

При этом было установлено, что истец просил взыскать с ответчика штраф, наложенный на него по п. 1 ст. 116 НК РФ решением МРО ФСС РФ от 20.08.2001 г. N 566/557 за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поэтому, правильно применив указанные в судебном акте нормы материального права, в том числе ст. 34-1, ст. 116 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах“, ст. 10 ФЗ “О бюджете фонда социального страхования на 2000 г.“, арбитражный суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.

МРО ФСС РФ с 01.01.2001 г. не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. ст. 9, 30, 34-1 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.

В соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 г. с 01.01.2001 г., в связи с введением в действие части второй НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральными законами об этом виде социального страхования.

Указанные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 г. и обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в подпункте 1 п. 2 ст. 17 данного Закона. Последствия уклонения от такой регистрации предусмотрены ст. 19 названного Закона.

Ежегодно принимаемые Федеральные Законы о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации носят срочный характер и действуют в тот период, на
который они приняты. Действовавший в 2001 г. Закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой НК РФ.

Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке норм материального права, не опровергающей правомерность его выводов, не могут служить основаниями для отмены решения, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального или процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.03.2002 г. по делу N А40-4596/02-108-51 арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.