Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 07.03.2002 N КА-А41/1210-02 Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 марта 2002 г. Дело N КА-А41/1210-02

(извлечение)

ОАО “Владалко“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Ногинского района Московской области (далее - администрация) и ЗАО “Центрспиртпромпереработка“ о взыскании убытков в размере 428400 рублей.

Определением от 12.09.2001 в порядке ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика также привлечено Министерство финансов Московской области.

Решением суда от 22.10.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.01.2002, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны муниципального образования Ногинского района
Московской области. В отношении ЗАО “Центрспиртпромпереработка“ и Министерства финансов Московской области в иске отказано.

В кассационной жалобе администрация ставит вопрос об отмене состоявшихся по настоящему делу судебных актов, мотивируя тем, что принимаемые Комиссией по предупреждению и пресечению незаконного производства и реализации алкогольной продукции на территории Ногинского района решения не являются актами органов местного самоуправления, поскольку эта Комиссия не относится к структурным подразделениям администрации Ногинского района. По мнению заявителя, вред, в этом случае, не должен взыскиваться за счет казны названного муниципального образования.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ОАО “Владалко“ и Министерства финансов Московской области возражали против их удовлетворения и просили оставить решение и постановление суда без изменения. В дело представлен письменный отзыв истца на жалобу.

Законность судебных актов Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-12105/01 проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.

Судом установлено, что денежная сумма, отнесенная истцом к убыткам, была вызвана неправомерными действиями Комиссии по предупреждению и пресечению незаконного производства и реализации алкогольной продукции на территории Ногинского района, связанными с принятием ею решения от 07.12.2000 о передаче принадлежащих истцу 2520 бутылок водки “Чайковский“ стоимостью 424800 руб., для дальнейшей переработки. Данная водочная продукция была изъята сотрудниками ОРУ ОБЭП ГУВД Московской области и подлежала конфискации на основании постановления Ногинского районного суда от 23.11.2000, которое в кассационном порядке определением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 19.12.2000 было отменено. При повторном рассмотрении материалов по административному правонарушению постановлением суда от 12.01.2001 принято решение о взыскании с ОАО “Владалко“ штрафа
без применения конфискации изъятой у истца алкогольной продукции.

Разрешая спор, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что вред истцу был причинен незаконными действиями органа местного самоуправлении и поэтому подлежит возмещению ОАО “Владалко“ за счет казны муниципального образования Ногинского района Московской области. Суд не усмотрел оснований для возложения деликтной ответственности по возмещению вышеназванного вреда на других ответчиков, привлеченных по настоящему делу.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Принимая во внимание порядок создания и осуществления руководства вышеназванной Комиссией, особенности ее деятельности и порядок распределения денежных средств, полученных от переработки конфискованной алкогольной продукции, по видам бюджетов, суд кассационной инстанции не может признать обоснованным довод заявителя о том, что вред подлежит возмещению не за счет казны муниципального образования Ногинского района Московской области.

Данная Комиссия была создана постановлением главы администрации Ногинского района Московской области от 25.11.97 N 3502.

В соответствии с названным постановлением председателем данной Комиссии являлся заместитель главы администрации, который осуществлял непосредственное руководство деятельностью Комиссии. Этим же постановлением утвержден Временный порядок изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте (Приложение N 1), п. 6 которого корреспондирует п. 5 постановления губернатора Московской области от 29.12.99 N 527-ПГ и устанавливает, что организации, перерабатывающие конфискованные этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию на технические цели, перечисляют средства за переданную им для переработки конфискованную продукцию равными долями в областной бюджет
и бюджет муниципального образования соответственно по месту нахождения комиссий, принявших решение о направлении данной продукции на переработку.

Из материалов дела усматривается, что денежные средства, полученные от переработки конфискованной алкогольной продукции перечислены ЗАО “Центрспиртпромпереработка“ в бюджет муниципального образования в соответствии с требованиями вышеназванных постановлений, что подтверждается платежным поручением от 03.10.2001 N 000426 (л. д. 77) и справкой от 17.10.2001 N 324 (л. д. 73).

Несостоятельной является ссылка заявителя на его неосведомленность об обжалованных решениях органов внутренних дел и суда, а также законности принятых правоохранительными и судебными органами актов относительно конфискованной продукции. В своей деятельности Комиссия по предупреждению и пресечению незаконного производства и реализации алкогольной продукции на территории Ногинского района, как любой другой субъект права, обязана руководствоваться нормами закона, в том числе, регулирующими порядок вступления в законную силу судебных актов и иных актов, на основании которых принимаются решения о передаче на переработку конфискованной алкогольной продукции. Это требование конкретизировано в п. 2 Положения о межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и реализации алкогольной продукции в Московской области, утвержденного постановлением губернатора Московской области от 26.11.98 N 359-ПГ.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 октября 2001 года и постановление от 9 января 2002 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-12105/01 оставить без изменения.