Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2004 по делу N 09АП-4354-ГК Суд прекратил производство по делу о признании незаконным бездействия госоргана, выразившегося в неисполнении исполнительного листа, т.к. в случае неисполнения судебного акта по одному делу его исполнение не может осуществляться путем предъявления иска в арбитражный суд по другому делу о признании незаконным бездействия государственного органа.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 16 ноября 2004 г. Дело N 09АП-4354-ГК“

(извлечение)

Девятый арбитражный апелляционный суд при участии в заседании от истца: М.; от ответчика: Ч., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на решение от 14.09.04 по делу N А40-33444/04-79-389 Арбитражного суда г. Москвы, принятое по иску ФГУП “Северный рейд“ к Министерству финансов РФ о признании действий Минфина незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФГУП “Северный рейд“ обратилось с иском к Министерству финансов РФ о признании действий Минфина по неисполнению исполнительного листа N 044949 от 25.02.03 незаконными и обязании ответчика исполнить указанный исполнительный лист.

В ходе рассмотрения дела в
суде первой инстанции истец уточнял исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, однако ходатайства об уточнении иска были отозваны и судом первой инстанции рассмотрен иск по требованиям, указанным в первоначальном исковом заявлении.

Решением от 14.09.04 исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Минфина РФ, связанное с неисполнением исполнительного листа N 044949 от 25.02.03 на взыскание в пользу ФГУП “Северный рейд“ с Министерства обороны РФ 470826 руб. в связи с несоответствием данного бездействия требованиям Постановления Правительства РФ от 22.02.01 N 143. Суд обязал Министерство финансов РФ в месячный срок со дня вступления решения в законную силу направить должнику - Министерству обороны РФ запрос-требование о предоставлении в установленном порядке реестра финансирования расходов на сумму, необходимую для полного погашения задолженности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что согласно Правилам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.05.01 N 36н, принятым во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.02.01 N 143, ответчик осуществляет контроль за действиями должника (Министерства обороны РФ), исполняющего требования исполнительного листа, обязан был принять меры к понуждению Министерства обороны РФ к предоставлению указанных документов, однако это сделано не было. В связи с чем со стороны Минфина РФ имело место бездействие, выразившееся в нарушении положений Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.02.01 N 143.

Минфин РФ оспаривает законность решения, как принятого с неправильным применением норм материального права: ст. 165 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 3, 5 ФЗ “Об исполнительном производстве“, а также выводов, изложенных в решении, не соответствующих обстоятельствам дела в связи с отсутствием в действиях Минфина нарушений Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 143
от 22.02.01; решение просит отменить, в удовлетворении иска отказать.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает доводы жалобы частично обоснованными, решение подлежащим отмене с прекращением производства по делу применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

В судебном заседании установлено, что ФГУП “Северный рейд“ заявлением от 04.03.03 N 18/3-134 направило в адрес Минфина РФ для исполнения исполнительный лист N 044949, выданный 25.02.03 на основании решения от 19.12.02 по делу А-42-8123/02-С1 Арбитражного суда Мурманской области о взыскании с Министерства обороны РФ в пользу истца 470826 руб.

В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ.

По смыслу п. п. 7, 9 Правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143, Министерство финансов РФ на основании поступивших исполнительного листа и документов, копии уведомления органа федерального казначейства уведомляет главного распорядителя средств федерального бюджета о необходимости погашения задолженности, указанной в исполнительном листе, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Закон не возлагает в данном случае на Министерство финансов РФ обязанности по исполнению судебного решения в случае, если оно не являлось лицом, участвующим в деле (ст. 40 АПК РФ), и не указано в качестве ответчика в исполнительном документе (исполнительный лист N 044949 от 25.02.03).

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов.

Вместе с тем в случае неисполнения решения арбитражного суда по одному делу его исполнение не может осуществляться путем предъявления иска в арбитражный суд по другому делу о признании незаконным бездействия государственного органа.

При таких обстоятельствах возбужденное по настоящему делу производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.09.04 по делу N А40-33444/04-79-389 отменить. Производство по делу прекратить.