Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2002 N КА-А41/8240-01 При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 января 2002 г. Дело N КА-А41/8240-01

(извлечение)

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2001 г., Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам (ИМНС) по Талдомскому району отказано в иске к МУП ЖКХ п. Темпы о взыскании штрафных санкций в связи с нарушением истцом установленного ст. 115 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд с иском.

В кассационной жалобе ИМНС РФ по Талдомскому району просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм
материального и процессуального права: ст. 9 Закона “О введении в действие части 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“, ст. 115 НК РФ, п. 2 ст. 97 АПК РФ.

Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене состоявшихся судебных актов, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной документальной проверки своевременности представления расчетной ведомости по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования установлено, что МУП ЖКХ п. Темпы не представило в срок расчетные ведомости по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о чем был составлен акт N 42 от 01.08.2000 г.

ИМНС РФ по Талдомскому району обратилась в суд с иском к МУП ЖКХ п. Темпы о взыскании штрафных санкций в размере 402 руб. 55 коп. за нарушение сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Суд полно и тщательно исследовал обстоятельства дела и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с иском, предусмотренного ст. 115 НК РФ.

Доводы ИМНС РФ по Талдомскому району о том, что налоговыми органами осуществляется взыскание сумм недоимок, пеней и штрафных санкций по платежам во внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, в связи с чем днем обнаружения налоговым органом правонарушения является 01.01.2001 и шестимесячный срок давности взыскания санкций истцом не пропущен, является несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно подпункту 7 ст. 9 Налогового кодекса РФ (в
редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 34-I, введенной в действие Федеральным законом от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом. Согласно второй части ст. 34-I должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности должностных лиц налоговых органов, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса РФ, в частности, обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Таким образом, на органы государственных внебюджетных фондов до 01.01.2001 были возложены обязанности по налоговому контролю.

Кроме того, обязанности Фонда обязательного медицинского страхования по контролю за взиманием взносов в фонд обязательного медицинского страхования, то есть по налоговому контролю, следуют из Устава федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 N 857 “Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования“. В соответствии со ст. 12 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании“ Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-01 было утверждено Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, согласно п. 11 которого контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом согласно ст. 27 Закона “Об обязательном медицинском страховании“ при взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо ст. 12 и ст. 27 ФЗ “Об обязательном медицинском страховании“ имеется в виду ст. 12 и ст. 27 ФЗ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28.06.1991 N 1499-1.

В соответствии с п. 10 Положения о государственном фонде занятости населения, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 5132-1 от 08.06.93, “контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

При взыскании в бесспорном порядке с работодателей сумм сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов“. Указанным Постановлением N 5132-1, утратившим силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000, на органы службы занятости совместно с налоговыми органами возложены обязанности налогового контроля.

Таким образом, до 01.01.2001 в соответствии со ст. 34-I Налогового кодекса РФ и указанных нормативных актов налоговый контроль за поступлением взносов во внебюджетные фонды был возложен на органы внебюджетных фондов совместно с налоговыми органами. Эти органы в соответствии со ст. ст. 115, 33, 34-I могли обратиться в суд с иском о взыскании штрафа в
течение 6 месяцев с момента обнаружения нарушения, однако это не сделали, что в соответствии со ст. 115 Налогового кодекса РФ является основанием для отказа в иске.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.10.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 03.12.2001 г. Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.