Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2004 по делу N А41-К2-13656/04 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления госоргана о сносе нежилых зданий, поскольку заявители не представили суду доказательств нарушения их прав и законных интересов оспариваемым постановлением.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 ноября 2004 г. Дело N А41-К2-13656/04“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2004 г.

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2004 г.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вел судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Б., К. к администрации г. Серпухова Московской области, 3-и лица - Комитет по управлению имуществом г. Серпухова Московской области, муниципальное образование “Город Серпухов Московской области“, ОАО “Серпуховские инвестиционные проекты“, об оспаривании постановления, при участии в судебном заседании: пред. заявителя - Б. - М.И.Е., доверенность от 04.11.04, адвокат, удостоверение, пред. администрации, КУИ -
А., доверенности N 31 от 25.08.04 и N 1.1.50/1 от 05.01.04, глав. специалист, пред. 3-го лица - М.С.Н., директор, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальные предприниматели Б. и К. обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления главы города Серпухова Московской области от 31 мая 2004 г. N 713 “О сносе нежилых зданий, расположенных по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 243 и 245“.

Дело слушается в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя - К., ходатайствовавшей об отложении дела слушанием. Ходатайство судом отклонено.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя - Б. - пояснил, что оспариваемое постановление о сносе нежилого здания по ул. Ворошилова, д. 245, и указание КУИ на прекращение арендных отношений с заявителем ущемляют права предпринимателя на осуществление разрешенного вида деятельности и влекут убытки для заявителя.

Индивидуальный предприниматель К. в заявлении указала, что постановление является незаконным и противоправным, администрация вмешивается в арендные отношения, участником которых не является; администрация не собственник нежилых помещений, следовательно, не наделена правом решения вопроса о сносе нежилых зданий.

Администрация г. Серпухова требования не признала, представила отзыв, постановление главы города Серпухова от 09.08.04 N 1123 о внесении изменений и дополнений в постановление главы города Серпухова от 31.05.04 N 713.

КУИ г. Серпухова объяснения на заявленные требования не представил.

ОАО “Серпуховские инвестиционные проекты“ представило объяснения на заявление, с доводами заявителей не согласилось.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

27.12.2000 ОАО “Выбор“ в лице председателя ликвидационной комиссии Г. - (арендодатель) и Б. (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения площадью 122 кв. м в здании N 245 по ул. Ворошилова
г. Серпухова. Срок аренды определен с 01.01.2001 по 31.12.2005 (л. д. 17).

ОАО “Серпуховские инвестиционные проекты“ (арендодатель) и К., (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения площадью 225,1 кв. м по адресу: ул. Ворошилова, д. 243, сроком с 01.04.2004 по 31 марта 2004 (л. д. 28).

Постановлением главы города Серпухова Московской области от 31.05.04 N 713 “О сносе нежилых зданий, расположенных по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 243 и д. 245“ постановлено ОАО “Серпуховские инвестиционные проекты“ прекратить арендные отношения с арендаторами нежилого здания, расположенного по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 243 в срок до 25.06.04; Комитету по управлению имуществом г. Серпухова прекратить арендные отношения с арендаторами нежилого здания, расположенного по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 245, в срок до 01.07.2004; инвестору - ООО “Русская инвестиционная группа“ - выполнить условия контракта по сносу нежилых зданий, указанных в п. п. 1, 2 настоящего постановления в срок до 09.07.2004.

09.08.2004 постановлением главы города Серпухова Московской области N 1123 “О внесении изменений и дополнений в постановление главы города Серпухова от 31.05.04 N 713 “О сносе нежилых зданий, расположенных по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ворошилова д. 243 и д. 245“ постановлено внести следующие изменения и дополнения: рекомендовать ОАО “Серпуховские инвестиционные проекты“ решить вопрос о прекращении арендных отношений с арендаторами подлежащего сносу нежилого здания, расположенного по адресу: г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 243; КУИ г. Серпухова принять на баланс нежилое здание, расположенное по адресу: г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 245, и решить вопрос о прекращении арендных отношений с арендаторами
подлежащего сносу нежилого здания.

Б. и К. обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы города Серпухова от 31 мая 2004 г. N 713.

После внесения главой города Серпухова изменений и дополнений в оспариваемый акт постановлением N 1123 от 09.08.2004 уточнений заявленных требований не заявили.

Требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (с последующими изменениями и дополнениями) в ведении муниципального образования находятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, регулирования планировки и застройки территорий муниципальных образований.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Указанные выше нормы отражены в статье 6 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. N 27/96-ОЗ “О местном самоуправлении в Московской области“.

Пунктом 8 Устава города Серпухова предоставлено право местному сообществу решать вопросы в сфере комплексного социально-экономического развития города.

Таким образом, решение вопросов комплексной застройки территории муниципального образования г. Серпухов Московской области входит в компетенцию администрации города.

Постановлением от 11.05.2001 N 472 в целях реализации генерального плана и развития инфраструктуры города, торговли, потребительского рынка и услуг во исполнение постановления губернатора Московской области от 06.01.2000 N 117/25 “Об упорядочении рыночной торговли в Московской области“ принято решение о реконструкции привокзальной площади г. Серпухова.

Архитектурно-планировочное решение концепции планировки и застройки привокзальной площади г. Серпухова одобрено Градостроительным советом 21.08.2001; получено градостроительное заключение по размещению строительных
объектов и реконструкции привокзальной площади.

Во исполнение принятых решений 01.06.2004 между министерством строительства правительства Московской области, администрацией г. Серпухова Московской области и ООО “Русская инвестиционная группа“ заключен инвестиционный контракт по реализации инвестиционного проекта строительства торгово-развлекательного центра на привокзальной площади г. Серпухова (л. д. 122).

В соответствии пп. 1.5.1 инвестиционного контракта администрация г. Серпухова обязана своими силами и за свой счет провести вывод собственников и арендаторов из зданий, расположенных на земельном участке пл. 2.7 по привокзальной площади г. Серпухова.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, а не статья 10.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Правила изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. ст. 49 - 54 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, доводы заявителей об отсутствии у администрации города Серпухова права на решение вопроса о сносе нежилых зданий не основаны на действующем законодательстве.

Таким образом, оспариваемый ненормативный акт вынесен правомочным органом и не противоречит требованиям действующего законодательства.

Доводы заявителей о прекращении арендных отношений без согласия с истцами судом также не принимаются.

Постановление главы города Серпухова от 09.08.2004 N 1123 носит рекомендательный, предупредительный характер для собственников нежилых помещений по решению вопроса о прекращении арендных отношений с третьими лицами в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Заявители заключали договоры аренды с ООО “Выбор“ и ОАО “Серпуховские инвестиционные проекты“.

Отношения по расторжению договоров аренды, взысканию убытков, которые
могут возникнуть у заявителей при досрочном прекращении договоров аренды, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Сторонами в указанных правоотношениях выступают заявители и арендодатели либо их правопреемники.

Администрация г. Серпухова не является стороной в договоре аренды, следовательно, не может расторгнуть заключенные договоры.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Заявители не представили суду доказательств нарушения прав и законных интересов предпринимателей оспариваемым постановлением.

Оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 177, 180 - 181, 201, 110 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.