Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2004, 18.11.2004 N 10АП-928/04-ГК по делу N А41-К2-11649/04 Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже этого земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельных участков.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

11 ноября 2004 г. Дело N 10АП-928/04-ГК18 ноября 2004 г. “

(извлечение)

11 ноября 2004 г. объявлена резолютивная часть постановления.

18 ноября 2004 г. постановление изготовлено в полном объеме.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей - Д., Б., при ведении протокола судебного заседания О., при участии представителей сторон: от заявителя - Т., от заинтересованных лиц - от администрации Химкинского района МО - В., П., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Химкинского района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2004 г.
по делу N А41-К2-11649/04, принятое судьей С., о признании распоряжения недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ООО “АКСЭСС“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным распоряжения главы Химкинского района Московской области от 11.02.2004 N 127р в части отмены распоряжения главы Химкинского района от 19.09.2003 N 1101.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Химкинского района Московской области и Московский областной комитет по земельным ресурсам и землеустройству (Мособлкомзем).

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2004 по делу N А41-К2-1169/04 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, администрация Химкинского района подала апелляционную жалобу, в которой просит данное решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

В судебное заседание апелляционного суда представитель Мособлкомзема не явился. В материалах дела имеется соответствующее доказательство надлежащего извещения указанного лица о дате, месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем дело в силу ст. 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие его представителей.

Выслушав пояснения представителей, участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, распоряжением главы Химкинского района Московской области от 19.09.2003 N 1101 “Об утверждении границ, предварительном согласовании места размещения и передаче в аренду земельного участка ООО “АКСЭСС“ для размещения гостевой автостоянки и здания автосервиса на участке, расположенном между ГСК-16 и общежитием КБ Энергомаш г. Химки“ заявителю был передан земельный участок площадью 2061 кв. м в аренду сроком на 49 лет из земель
поселений. На основании данного распоряжения между администрацией Химкинского района и ООО “АКСЭСС“ заключен договор аренды земельного участка N 245 от 16.10.03.

При обращении ООО “АКСЭСС“ в Московскую областную регистрационную палату (МОРП) с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка МОРП отказала в государственной регистрации договора, сославшись на распоряжение главы Химкинского района N 127 от 11.02.2004, которым отменено распоряжение главы Химкинского района N 1101 от 19.09.2003.

Заявитель считает распоряжение главы Химкинского района от 11.02.2004 N 127 незаконным, поскольку содержащееся в нем указание на нарушение п. п. 4, 11 ст. 30 Земельного кодекса, ст. 18 Градостроительного кодекса, допущенное при вынесении распоряжения N 1101 от 19.09.2003, по его мнению, является необоснованным.

Администрация с заявленными требованиями не согласилась, просит в удовлетворении их отказать по тому мотиву, что спорный земельный участок находится на территории городского поселения и, следовательно, в силу п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не должно производиться, в связи с чем земельный участок может быть предоставлен только в порядке, предусмотренном в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, администрация утверждает, что распоряжение N 1101 от 19.09.2003 было издано в нарушение ст. 18 Градостроительного кодекса, поскольку не производилось обсуждение данного градостроительного решения с участием граждан, в средствах массовой информации не публиковалось, что повлекло нарушение норм “Временного положения об обеспечении прав граждан при осуществлении градостроительной деятельности в Химкинском районе Московской области“, утвержденного решением Совета депутатов Химкинского района от 01.02.2002 N 2/2.

Вместе с тем администрация указала, что кадастровый учет земельного участка был проведен ранее утверждения проекта его границ.

Мособлкомзем сообщил суду, что
он не располагает данными о соответствии размещения гостевой автостоянки и здания автосервиса градостроительной документации о застройке и правилам землепользования и застройки г. Химки и поэтому ссылку администрации на п. 11 ст. 30 Земельного кодекса не может признать обоснованной.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что выбор земельного участка ООО “АКСЭСС“ произведен с учетом экологических, градостроительных условий использования земельного участка и согласован с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Химкинского района Московской области, отделом по охране окружающей среды, архитектурно-градостроительной службы и результат выбора оформлен актом о выборе земельного участка.

Суд установил, что границы земельного участка были утверждены распоряжением главы Химкинского района Московской области N 1101 от 19.09.2003 при предварительном согласовании места размещения.

Суд указал, что материалов, из которых усматривается несоответствие размещения гостевой автостоянки и здания автосервиса градостроительной документации о застройке и правилам землепользования и застройки, администрацией не представлено.

Суд пришел к выводу об отсутствии нарушений процедуры предоставления земельного участка и о неправомерности ссылок администрации на несоответствие порядка предоставления земельного участка нормам ст. 30 Земельного кодекса и ст. 18 Градостроительного кодекса.

Оспаривая решение суда, администрация Химкинского района настаивает на своей, изложенной в суде первой инстанции позиции. Кроме того, администрация полагает, что производство по делу должно быть прекращено в силу пропуска заявителем срока, установленного в ст. 198 АПК РФ.

Исследовав в совокупности все материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что распоряжение главы Химкинского района от 19.09.2003 N 1101 не соответствует нормам ст. 30 Земельного кодекса РФ, в связи с чем нет оснований для признания распоряжения главы Химкинского района Московской области N 127р от
11.02.2004 незаконным.

Как следует из материалов дела, переданный заявителю земельный участок для размещения гостевой автостоянки и здания автосервиса входит в состав земель поселений г. Химки. Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии размещения указанных объектов градостроительной документации о застройке и правилам землепользования и застройки.

Предоставление земельного участка для размещения автостоянки и здания автосервиса на территориях городских поселений не противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ.

Как следует из распоряжения главы Химкинского района от 19.09.2003 N 1101 земельный участок передан заявителю с предварительным согласованием места размещения объектов.

Согласно п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории).

Следовательно, предоставление спорного земельного участка должно быть произведено без предварительного согласования в порядке, установленном в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса, т.е. путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже этого земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельных участков. При этом законодатель установил, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Указанный порядок был нарушен при принятии распоряжения главы Химкинского района N 1101 от 19.09.2003.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что земельный участок, предоставленный ООО “АКСЭСС“ согласно распоряжению N 1101 от 19.09.2003, был сформирован
до принятия указанного распоряжения, что подтверждается выданной Химкинским райкомземом выпиской из государственного земельного кадастра от 29.05.2003 N 617, из которой усматривается, что данному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:10:010201:0029 и этот участок предназначен для размещения гостевой автостоянки и здания автосервиса (л. д. 19).

Вместе с тем из договора аренды земельного участка N 245 от 16.10.2003, заключенного между администрацией Химкинского района и ООО “АКСЭСС“, следует, что переданному в аренду земельному участку присвоен кадастровый номер 50:10:010201:0029 (л. д. 17).

Данное обстоятельство также свидетельствует о нарушении предусмотренного п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ порядка предоставления земельного участка в аренду, которое было допущено при принятии распоряжения главы Химкинского района N 1101р от 19.09.2003, поскольку п. 6 ст. 30 Земельного кодекса устанавливает, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.

Суду также не представлены доказательства соблюдения администрацией Химкинского района норм п. 4 “Временного положения об обеспечении прав граждан при осуществлении градостроительной деятельности в Химкинском районе Московской области“, приведенного в соответствие с требованиями п. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса по протесту прокурора г. Химки (л. д. 43).

Таким образом, у апелляционного суда нет оснований для признания незаконным распоряжения главы Химкинского района Московской области от 11.02.2004 N 127 в части отмены распоряжения главы Химкинского района от 19.09.2003 N 1101р, в связи с чем в удовлетворении заявленного ООО “АКСЭСС“ требования должно быть отказано.

Вместе с тем заявление администрации Химкинского района о прекращении производства по делу в связи с пропуском
заявителем трехмесячного срока, предусмотренного в п. 4 ст. 198 АПК РФ, не может быть судом признано обоснованным, поскольку установленный в ст. 198 АПК РФ срок является процессуальным и не носит характер пресекательного срока. Принятие арбитражным судом к рассмотрению заявления, поданного с пропуском указанного трехмесячного срока, должно быть признано как восстановление пропущенного срока.

Таким образом, решение суда подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 176, 257, 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2004 г. по делу N А41-К2-11649/04 отменить.

Отказать ООО “АКСЭСС“ в удовлетворении заявленных требований.