Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2004 N А05-6097/04-12 Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит норм, предоставляющих налогоплательщику, перешедшему на упрощенную систему налогообложения, право производить вычеты сумм налога на добавленную стоимость, полученных налогоплательщиком после указанного перехода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2004 года Дело N А05-6097/04-12“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., рассмотрев 18.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2004 по делу N А05-6097/04-12 (судья Ивашевская Л.И.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Архангельскремстрой“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 06.05.2004 N 17-23/13-8601 о привлечении Общества к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 19.07.2004 заявленные Обществом требования полностью удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении заявления. Суд, по мнению Инспекции, неправильно применил положения статей 166, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в результате камеральной налоговой проверки соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах Инспекцией принято решение от 06.05.2004 N 17-23/13-8601.

Инспекция установила, что Общество с 01.01.2004 перешло на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и в этот период подало налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2003 года, в котором предъявило НДС к вычету по приобретенным основным средствам.

Инспекция доначислила Обществу 5805 руб. НДС и привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НДС, в виде взыскания 1161 руб. штрафа по НДС. По мнению налогового органа, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 170 НК РФ НДС подлежит восстановлению в бюджете, поскольку основные средства используются заявителем в 2004 году для операций, не подлежащих обложению НДС в связи с применением им УСН.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель приобрел основные средства и, являясь плательщиком НДС, до перехода на применение УСН
предъявил НДС к вычету со стоимости основных средств, в связи с чем оснований для доначисления названного налога у налогового органа не имелось.

Кассационная инстанция считает такой вывод правильным.

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Согласно статье 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии
со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению плательщику НДС.

Вместе с тем пунктом 5 статьи 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения необходимо учитывать, что у названных лиц суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса к вычету не принимаются.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 01.01.2004 Общество перешло на упрощенную систему налогообложения.

Доводы подателя жалобы с указанием на то обстоятельство, что суммы налога на добавленную стоимость по реализации основных средств, приобретенных Обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат восстановлению в бюджете в 2004 году, являются ошибочными.

Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит норм, представляющих налогоплательщику, перешедшему на упрощенную систему налогообложения, право производить вычеты сумм налога на добавленную стоимость, полученных после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с
положениями пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.

Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для налогового вычета по НДС.

В данном случае судом установлено, что НДС возмещен заявителем до применения УСН.

При таких обстоятельствах организации, перешедшие на применение УСН, не являются плательщиками НДС и, следовательно, нормы статей 171, 172 и 173 НК РФ на них в данном случае не распространяются.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2004 по делу N А05-6097/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельска - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ЛОМАКИН С.А.