Решения и определения судов

Решение Московского городского суда от 10.11.2004 по делу N 3-397/2004 В удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Москвы “О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами“ от 08.07.2003 N 526-ПП отказано, так как утвержденный оспариваемым постановлением Порядок соответствует требованиям ст. 29 ЗК РФ.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2004 г. по делу N 3-397/2004

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-397/2004 по заявлениям С. и К. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 08.07.2003 N 526-ПП “О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами“,

установила:

в целях упорядочения размещения металлических тентов типа “ракушка“ и “пенал“ Правительством Москвы 8 июля 2003 г. было принято постановление N 526-ПП “О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами“,
пунктом 1 которого установлено, что предоставление земельных участков под размещение металлических тентов типа “ракушка“ и “пенал“ (далее - МТ), внешний вид которых рекомендован Москомархитектурой для города Москвы, осуществляется решениями префектур административных округов в краткосрочную аренду.

Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок получения разрешения на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами (приложение).

Согласно пункту 3 постановления запрещено размещение МТ на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских площадках, спортивных дворовых площадках и землях над трассами магистральных инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций специального назначения, в охранных зонах вентиляционных шахт, а также во внутридворовых проездах и в гостевых “карманах“, на озелененных территориях, территориях, подлежащих озеленению согласно проектам застройки микрорайонов, и в охранных зонах памятников истории и культуры.

С. и К. обратились в суд с заявлением об оспаривании указанных пунктов постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 526-ПП “О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами“ и приложения к нему, указывая на то, что данные положения противоречат п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 1, ст. 130, 262, п. 1 ст. 421 ГК РФ и незаконно ограничивают их права по владению, пользованию и распоряжению движимым имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности.

В судебном заседании заявители С. и К., а также представитель К. (по доверенности) М. поддержали свои требования.

Представитель Правительства Москвы и Московского земельного комитета (по доверенности) П. и представитель Московского комитета по архитектуре и градостроительству (по доверенности) Х. возражали против удовлетворения требований заявителей, полагая
их необоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Л., полагавшего заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования С. и К., изложенные в их заявлениях, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с п.
“к“ части 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 “Устав города Москвы“ (в ред. Законов города Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, с изменениями, внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-Г01-149) в ведении города Москвы находится собственность города Москвы и управление ею.

Согласно части 1 ст. 20 Устава города Москвы в собственности города Москвы находится земля в границах города. В силу части 3 данной статьи от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.

Полномочия органов исполнительной власти по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений определены в ст. 27 Устава города Москвы и ст. 13 Закона города Москвы от 26.02.1997 N 5 “О Правительстве Москвы“ (в ред. Законов города Москвы от 21.11.2001 N 63, от 22.05.2002 N 27, от 06.11.2002 N 55).

Анализ приведенных норм федерального и московского законодательства указывает на то, что принятие оспариваемого постановления входило в компетенцию Правительства Москвы.

Оспариваемым постановлением урегулированы земельно-правовые отношения, поскольку установка металлического тента - “ракушки“ связана с размещением его на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 “Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения, чистоты и порядка в г. Москве“ (в ред. постановлений Правительства Москвы от 04.02.2003 N 67-ПП, от 05.08.2003 N 643-ПП) металлический тент типа “ракушка“ или
“пенал“ - нестационарный объект движимого имущества, принадлежащий юридическому или физическому лицу, предназначенный для укрытия автотранспортного средства, размещаемый на территории города без проведения подготовительных работ капитального характера в соответствии с порядком, определенным действующими нормативно-правовыми актами (п. 2.24).

Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ, а также статье 1 Закона РФ “О плате за землю“ в действующей редакции использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в статье 3 Закона города Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в городе Москве“ и статье 20 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 “О землепользовании и застройке в городе Москве“.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в
аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Утвержденный оспариваемым постановлением Правительства Москвы Порядок получения разрешения на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами (приложение), соответствует указанным выше требованиям закона.

Таким образом, оспариваемые заявителями пункты 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 08.07.2003 N 526-ПП соответствуют требованиям федерального законодательства.

Доводы заявителей о том, что пунктом 1 указанного постановления, содержащим требования о внешнем виде металлического тента, рекомендованного Москомархитектурой, ограничивается свобода выбора модели металлического тента при его приобретении и использовании, являются необоснованными. Из содержания оспариваемого пункта следует, что данное требование носит не обязательный, а рекомендательный характер. В судебном заседании установлено, что в настоящее время никаких эскизов металлических тентов Москомархитектурой не разработано.

Содержащиеся в пунктах 1 и 2 оспариваемого постановления положения никаких прав и интересов заявителей не нарушают.

Утвержденный Правительством Москвы Порядок получения разрешения на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами, не вводит никаких обязанностей по регистрации прав на указанное движимое имущество и не ограничивает права по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.

Следовательно, оспариваемые заявителями положения не противоречат требованиям гражданского законодательства, а именно, п. 1 ст. 1, ст. 130, п. 1 ст. 421 ГК РФ.

Установленное пунктом 3 постановления Правительства Москвы запрещение размещения металлических тентов на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских площадках, спортивных дворовых площадках и землях над трассами магистральных инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций специального назначения, в охранных зонах
вентиляционных шахт, а также во внутридворовых проездах и в гостевых “карманах“, на озелененных территориях, территориях, подлежащих озеленению согласно проектам застройки микрорайонов, и в охранных зонах памятников истории и культуры также соответствует требованиям закона, а именно ст. 85, 95 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами относятся к землям общего пользования и должны быть доступны всем. Охраняемые зоны памятников истории и культуры относятся в силу ст. 95 ЗК РФ к особо охраняемым территориям, на которых запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Таким образом, довод заявителей о том, что пунктом 3 нарушаются их права, установленные в ст. 262 ГК РФ также необоснован, поскольку доступ граждан и порядок пользования земельными участками общего пользования осуществляется в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Порядок размещения металлических тентов, установленный нормативным актом города Москвы, соответствует вышеприведенным федеральным законам и законам города Москвы. Следовательно, не нарушает прав заявителей, предусмотренных ст. 262 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.
194 - 199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

в удовлетворении заявлений С. и К. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 08.07.2003 N 526-ПП “О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами“ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.