Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2004, 03.11.2004 по делу N 09АП-4085/04-ГК Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании возместить расходы по изготовлению надгробных памятников оставлено без изменения, поскольку истец не подтвердил соблюдение действующего порядка представления документов для принятия военным комиссаром субъекта РФ решения о возмещении лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего, понесенных расходов.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

10 ноября 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-4085/04-ГК3 ноября 2004 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи А., судей - Д.Н.В., О., при ведении протокола судебного заседания - секретарем с/з - Л., при участии: от истца - Г., С., от ответчика - З., П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 сентября 2004 г. по делу А40-56151/03-121-582, принятое судьей Д.О.В. по иску (заявлению) ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ к
Военному комиссариату Московской области о признании незаконным решения, об обязании возместить расходы в сумме 315915 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском (заявлением) о признании незаконным решения Военного комиссариата Московской области, изложенного в письме от 24 сентября 2003 г. N 611, и обязании Военного комиссариата Московской области возместить расходы по изготовлению надгробных памятников в сумме 315915 руб.

Ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу судом рассмотрено, отклонено в связи с отсутствием оснований, что отражено в протоколе судебного заседания.

Истец (заявитель) в обоснование своих требований указал, что по заказам родственников умерших (погибших) граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы и участников Великой Отечественной войны им выполнены работы по изготовлению 32 надгробных памятников из материалов ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“, общая сумма произведенных истцом расходов составляет 315915 руб., которые согласно п. 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших), утв. Приказом Минобороны от 05.11.00 N 500, должны быть оплачены военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Однако ответчик письмом от 24.09.03 необоснованно отказал в возмещении расходов, понесенных ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“.

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве. При этом ссылался на то, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 01.10.02 N 721 Министром обороны РФ был издан Приказ от 22.12.02 N 490, который вменил в обязанность военных комиссаров субъектов РФ обеспечение своевременного оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников и поручил Ген. штабу Вооруженных Сил РФ установить порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и
представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников. 27.01.03 Ген. штаб ВВС РФ издал Указание N 315/11/420, приложение к которому регулирует порядок ведения оперативного учета погибших и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников, а также регламентирован порядок взаимоотношений между военными комиссариатами и организацией, которая в соответствии с заключенным с Минобороны России договором осуществляет изготовление и установку памятников по представлении документов для оформления заказов на их изготовление и установку и их оплате, о чем истец был своевременно уведомлен.

Решением от 7 сентября 2004 г. по делу А40-56151/03-121-582 в удовлетворении заявленных требований ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ отказано.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой истца, в которой он просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования полностью удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ полностью поддержали доводы апелляционной жалобы. При этом ссылались на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела и при принятии решения судом необоснованно применены внутриведомственные акты, не являющиеся нормативными правовыми актами, а именно: пункты 2, 3 Приказа Министерства обороны РФ от 22.12.02 N 490, пункт 3 Постановления Правительства РФ от 01.10.02 N 721, пункт 16 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.99 N 1372, ст. 26 Закона РФ “О статусе военнослужащих“, и не применены подлежащие применению нормы материального права.

Представители Военного комиссариата Московской области с жалобой не согласились по мотивам, изложенным в
письменных пояснениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ - без удовлетворения.

Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ по заказам родственников умерших (погибших) граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы и участников Великой Отечественной войны выполнены работы по изготовлению 32 надгробных памятников на общую сумму 315915 руб.

Военный комиссариат Московской области письмом от 24.09.2003 N 611 в соответствии с Приказом Минобороны РФ N 490 (л. д. 23 - 24, т. 1) возвратил без оплаты документы по возмещению расходов на изготовление 32 надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим и приравненным к ним лицам.

Порядок возмещения указанных расходов на изготовление надгробных памятников установлен Указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 27.01.03 N 315/11/420, изданными во исполнение Приказа Минобороны РФ от 22.12.02 N 490 “О совершенствовании организации работы по ритуально-похоронному обеспечению погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы“, зарегистрирован в Минюсте РФ 05.01.03 N 4096.

Согласно установленному порядку список-заказ военным комиссариатом субъекта РФ должен быть представлен в организацию, осуществляющую в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти погибших (умерших) граждан.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.10.02 N 721 “О внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам погребения погибших
(умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц“ Министерству обороны РФ поручено определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2004 N 460, а не пункт 4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 N 721.

Пунктом 4 этого же Постановления N 721 Минфину РФ поручено предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на расходы, связанные с реализацией данного Постановления.

Согласно ст. ст. 3, 10, 12, 13 Закона РФ от 14.01.93 N 4292-1 “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества“, Федеральному закону от 27.05.98 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“, ст. ст. 3, 18 Федерального закона РФ от 12.01.95 N 5-ФЗ, ст. 24 ФЗ “О ветеранах“, ст. 11 ФЗ от 12.01.96 “О погребении и похоронном деле“ увековечение памяти погибших при защите Отечества является обязанностью государства, установлены гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, определено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробия производится за счет министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Нормы расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 N 460.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 27 Закона РФ от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а не статья
27 Закона РФ от 22.03.1991 N 9487-1.

Министерство обороны РФ, реализуя гарантию государства по достойному увековечению памяти защитников Отечества, Указа Президента РФ от 08.04.97 N 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд“, руководствуется в том числе и ст. 27 Закона РФ от 22.03.91 N 9487-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 01.10.02 N 721 Министром обороны РФ издан Приказ от 22.12.02 N 490, который вменил в обязанность военных комиссариатов субъектов РФ обеспечение своевременного оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников, а Генеральному штабу Вооруженных Сил РФ поручил установить порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников в организацию, с которой Министерством обороны РФ заключен договор на оказание таких услуг.

Порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и представленных документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников, а также порядок их оплаты установлены Указаниями Генштаба Вооруженных Сил РФ от 27.01.03 N 315/11/420 и Указаниями Главного финансово-экономического управления МО РФ от 10.07.03 N 180/4/4-1066, которые изданы на основании Приказа МО от 22.12.02 N 490 и Постановления Правительства РФ от 01.10.02 N 721.

По итогам проведенного открытого конкурса на размещение заказов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим Минобороны РФ в установленном порядке 03.06.02 заключило с победителем конкурса - ЗАО “Военно-мемориальная компания“ договор на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим.

Условия проведения конкурса, а также его результаты
явились предметом рассмотрения Арбитражным судом г. Москвы дела N А40-38057/02-49-359.

Решением суда первой инстанции от 28.11.02 установлено, что Министерство обороны РФ было вправе и обязано разместить заказы на оказание данных услуг, которые обеспечиваются средствами федерального бюджета, поэтому относятся к государственным нуждам, в иске о признании недействительными проведения конкурса Министерством обороны РФ, а также его результатов отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.03 подтверждено наличие у Министерства обороны РФ полномочий на проведение конкурса, который соответствовал правилам, предусмотренным ФЗ “О конкурсах...“. Постановлением ФАС МО от 18.06.03 N КГ-А40/3640-03 решение и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15.10.99 N 1372, военный комиссар субъекта РФ, являясь руководителем территориального органа Минобороны РФ, обязан руководствоваться нормативными правовыми актами Минобороны России, Ген. штаба ВС РФ, а также в силу ст. 26 Закона РФ “О статусе военнослужащих“ обязан беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников). В связи с чем военные комиссариаты обязаны исполнять установленный Министерством обороны РФ порядок, в том числе в части оплаты услуг по изготовлению и установке надгробных памятников.

Пунктом 5 Указаний Глав. ФЭУ МО РФ от 10.07.03 N 180/4/4-1066 установлен порядок возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственникам погибших (умерших) военнослужащих в тех случаях, когда такие услуги по выбору родственников погибшего (умершего) оказаны не организацией, заключившей договор с Минобороны РФ, а иными хозяйствующими субъектами.

Согласно данному пункту решение о возмещении родственнику или лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления и установки надгробного памятника, понесенных расходов в пределах установленных норм принимается военным комиссаром субъекта РФ.

Однако
до принятия решения по данному вопросу военный комиссариат субъекта РФ осуществляет контроль за полнотой и качеством оказанных услуг, а также соответствием фактической стоимости изготовленного и установленного памятника сумме понесенных расходов, заявленной к возмещению.

В данном случае истец в период с июля по сентябрь 2003 г. заключил с гражданами 32 договора на изготовление надгробных памятников, однако оплату за свои услуги от этих граждан не получил, рассчитывая получить средства из федерального бюджета.

При этом истец не подтвердил размер собственных расходов, понесенных по изготовлению и установке памятников. Материалами дела подтверждено, что ответчик письмом от 21.05.03 ЩСО-271 довел до сведения истца Указания Генштаба ВС РФ от 27.01.03 и Указания Главного финансово-экономического управления МО РФ от 28.03.03.

Однако истец не подтвердил соблюдение действующего порядка представления документов для принятия военным комиссаром субъекта РФ решения о возмещении лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего, понесенных расходов.

В соответствии с Письмом ГФЭУ Минобороны РФ от 10.07.03 N 180/4/4-1066 для принятия военным комиссариатом решения о возмещении расходов должны быть представлены заявление о возмещении понесенных расходов и другие документы, установленные указанием Ген. штаба ВС РФ от 27.01.03 N 315/11/420 (п. 5 Порядка), и счета с приложением квитанций к приходному кассовому ордеру, подтверждающие оплату выполненных работ.

Проанализировав в совокупности вышеперечисленные акты Министерства обороны РФ, законы РФ, Постановления Правительства РФ, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ЗАО “Фирма Похоронный дом Некрополь“ правомерным и обоснованным.

Исходя из изложенного, правом на получение льготы по оплате компенсационных расходов на изготовление и установку памятников обладают родственники погибших или лица,
взявшие на себя обязанности по увековечению памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку памятников.

Истец заказчиком на изготовление и установку памятников не является, доказательств того, что с ним заключен договор, отвечающий требованиям п. 4 ст. 421 ГК РФ, истцом тоже не представлено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не нашли своего правового и документального обоснования в материалах дела, т.к. основаны на неправильном толковании истцом нормативных актов.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 7 сентября 2004 г. по делу А40-56151/03-121-582 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.