Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2004, 19.11.2004 N 09АП-4031/04-АК по делу N А40-3367/03-98-401 Налоговое законодательство не устанавливает обязанность налогоплательщика одновременно с заявлением о возврате сумм НДС представлять налоговому органу счета-фактуры, выставленные продавцами (поставщиками) товаров (работ, услуг), а также документы, подтверждающую фактическую уплату сумм налога заявителем при приобретении товаров (работ, услуг).

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

10 ноября 2004 г. Дело N 09АП-4031/04-АК19 ноября 2004 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.04.

Полный текст постановления изготовлен 19.11.04.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Г., судей - П.В.В., П.П.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., при участии: от заявителя - Н. по дов. N 35 от 01.03.2004, И. по дов. б/н от 21.05.2004, от заинтересованного лица - Ж. по дов. N 03-15/4605 от 11.05.2004, Х. по дов. N 03-15/12763 от 09.11.2004, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС РФ N 13 по САО
г. Москвы на решение от 26.03.2004 по делу N А40-3367/03-98-401 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Р., по иску ОАО “Вымпелком-Регион“ к ИМНС РФ N 13 по САО г. Москвы о признании недействительным решения N 52/237 от 20.04.04,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Вымпелком-Регион“ обратилось в суд с заявлением к ИМНС РФ N 13 по САО г. Москвы о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о возврате заявителю из федерального бюджета суммы НДС в размере 203558327 руб. Решением суда заявленные требования были удовлетворены, поскольку заявителем были представлены в инспекцию налоговые декларации за август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2002 г. и январь 2003 г., по которым по итогам каждого налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям от реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим у ОАО “Вымпелком-Регион“ возникло право на возмещение НДС из бюджета на общую сумму 203558327 руб.

С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу решения, мотивируя свое обращение с апелляционной жалобой тем, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.

Статьей 172 НК РФ, регламентирующей порядок применения налоговых вычетов, установлено, что “налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога...“. Помимо этого в соответствии с требованиями пп. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ “налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации по
тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов“.

Основываясь на приведенных правовых нормах, ответчик утверждает, что одновременно с налоговой декларацией ОАО “Вымпелком-Регион“ должен был представить в налоговый орган надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов, а именно счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении товаров, документы, подтверждающие факт принятия на учет этих товаров, и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.

Так как ОАО “Вымпелком-Регион“ вместе с заявлением о возврате налога не представил в налоговый орган данные документы, то налоговый орган правомерно воздержался от вынесения решения по заявлению налогоплательщика, в связи с чем налоговый орган полагает, что отсутствует незаконное бездействие.

В апелляционной жалобе указывается, что “суду при рассмотрении дела необходимо было установить, действительно ли превышает сумма налоговых вычетов общую сумму налога, исчисленную по операциям от реализации товаров, работ, услуг и имеет ли право на возврат заявитель в указанной сумме“. Инспекция считает, что для всестороннего и правильного рассмотрения дела необходимо установить сумму налоговых вычетов и общую сумму НДС от операций по реализации товаров (работ, услуг).

Как утверждается в апелляционной жалобе, указание в решении на обстоятельство непредставления налоговым органом доказательств неверного расчета НДС свидетельствует об отсутствии всесторонней оценки всех обстоятельств дела. Судом в решении не дана оценка акту сверки позиций сторон по делу с приведением первичных документов, а также имевшим, по мнению инспекции, место нарушениям, изложенным в данном документе, и возражениям ОАО “Вымпелком-Регион“ на замечания инспекции. По мнению налогового органа, это привело к
нарушению ст. ст. 9, 10, 170 АПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика во внимание приняты быть не могут.

Налоговое законодательство не устанавливает обязанность налогоплательщика одновременно с заявлением о возврате сумм НДС представлять налоговому органу счета-фактуры, выставленные продавцами (поставщиками) товаров (работ, услуг), а также документы, подтверждающую фактическую уплату сумм налога заявителем при приобретении товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 176 НК РФ определено, что сумма превышения налоговых вычетов над общей суммой налога направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

В нарушение указанных норм ответчик не произвел зачет в установленные п. 2 ст. 176 НК РФ сроки и не сообщил об этом заявителю.

В п. 3 ст. 176 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на возврат НДС по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, для реализации которого достаточно представления в налоговый орган только письменного заявления налогоплательщика. При этом на налоговый орган возлагается обязанность принять решение о возврате налогоплательщику НДС исключительно на основании письменного заявления
налогоплательщика в двухнедельный срок со дня его получения.

Ссылка в апелляционной жалобе на пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ представляется необоснованной и не относящейся к данному делу. Данная норма устанавливает только обязанность представления налоговому органу бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“, но не устанавливает порядок представления соответствующих документов. Такой порядок установлен нормами пп. 5 и 7 п. 1 ст. 23 НК РФ и предусматривает обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом. Представление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией или заявлением о возврате сумм НДС каких-либо иных документов Налоговый кодекс не предусматривает.

Ссылки налогового органа на ст. ст. 171, 172 НК РФ в обоснование своей позиции не могут быть применены. Нормы ст. ст. 171 и 172 НК РФ регулируют порядок применения налоговых вычетов по НДС, а не порядок возмещения (возврата) НДС.

Суд апелляционной инстанции, оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика, исходит из того, что представление арбитражному суду доказательств неправильного расчета налогоплательщиком суммы возврата НДС, а равно проведение мероприятий налогового контроля возложено законодательством на налоговые органы.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов.

Уклоняясь от исполнения обязанности представить суду доказательства, подтверждающие отсутствие права налогоплательщика на возврат заявленной суммы НДС и требуя от налогоплательщика представить арбитражному суду соответствующие доказательства, налоговый орган фактически возлагает на суд обязанность проведения мероприятий налогового контроля, что противоречит нормам п. 1 ст. 82 НК РФ, п. 1 ст. 66 АПК РФ.

Налоговый орган не доказал неверный расчет заявителем суммы НДС, требуемой к возмещению, и, как следствие,
отсутствие у ОАО “Вымпелком-Регион“ права на возмещение НДС из бюджета.

В соответствии с нормой ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие неверный расчет суммы НДС, требуемой к возмещению ОАО “Вымпелком-Регион“, и отсутствие у ОАО “Вымпелком-Регион“ права на возмещение НДС из бюджета, что приводит к признанию соответствующих обстоятельств неустановленными (п. 1 ст. 168 АПК РФ).

Доводы налогового органа о том, что заявителем не представлялись в налоговый орган и суд документы, подтверждающие право на возврат заявленной суммы НДС, а также представлении документов, недостаточных для принятия решения о возмещении НДС из бюджета, противоречат материалам дела.

Заявителем были представлены пояснения причин возврата налога из бюджета, а также представлены первичные документы, подтверждающие право на возврат НДС из бюджета.

Основной причиной, по которой в данном периоде происходил возврат НДС из бюджета, явилось то, что ОАО “Вымпелком-Регион“ ввозило оборудование из-за рубежа, в результате чего уплачивался НДС в бюджет по ввозимому оборудованию, который впоследствии подлежал вычету.

Так, за период с августа по декабрь 2002 года при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ заявителем был уплачен в бюджет НДС в размере 217258565 руб. (стр. 380 налоговых деклараций). Уплата данной суммы подтверждается имеющимися в материалах дела копиями первичных документов (ГТД, платежных документов). При этом заявление о возврате за указанный период было подано только на 203558327
руб., а согласно показателям налоговых деклараций ОАО “Вымпелком-Регион“ имело право подать заявление о возврате в размере 213045394 руб. Таким образом, в случае возврата заявленной суммы ***, ОАО “Вымпелком-Регион“ за указанный период было бы уплачено в бюджет 13700238 руб.

Налоговым органом не доказан ни факт отсутствия права на возмещение НДС, ни факт неправильного расчета налогоплательщиком сумм возврата НДС, что делает бездействие налогового органа по невозмещению сумм налога незаконным.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2004 имеет N А40-3367/03-98-401, а не N А40-83671/03-98-40.

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2004 по делу А40-83671/03-98-40 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.