Решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2004 по делу N А41-К2-12089/04 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа об отказе во включении в реструктуризацию суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц, т.к. налоговое законодательство РФ не содержит норм, запрещающих реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом в отношении юридических лиц, являющихся налоговыми агентами.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2004 г. Дело N А41-К2-12089/04“
(извлечение)
Арбитражный суд Московской области при участии в заседании от истца: П. по доверенности; от ответчика: Р. по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО “Ступинское машиностроительное предприятие“ к ИМНС РФ по г. Ступино о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО “Ступинское машиностроительное предприятие“ обратилось в арбитражный суд с иском к ИМНС РФ по г. Ступино о признании недействительным решения от 08.10.2001 N 3.
До рассмотрения дела по существу истцом в порядке ст. 49 АПК РФ исковые требования были уточнены. Согласно уточненным исковым требованиям истец просит признать недействительным письмо ИМНС РФ по г. Ступино от 17.10.01 N 6935 об отказе истцу во включении в реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 6466927 рублей и пеням 4679485 рублей 25 копеек в решении N 3 от 08.10.2001.
Ответчиком заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об обжаловании ненормативного акта, в связи с тем что обжалуемый акт был представлен истцу 29 июня 2004 года.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока судом удовлетворено.
Ответчик исковые требования не признал, указав на правомерность оспариваемого акта.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
истец в соответствии с “Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ обратился в ИМНС РФ по г. Ступино с заявлением от 07.09.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Решением ИМНС РФ по г. Ступино от 08.10.2001 N 3 истцу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет в сумме 90351238 рублей.
Письмом ИМНС РФ по г. Ступино от 17.10.01 N 6935 истцу было отказано во включении в решение от 08.10.01 N 3 реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 6466927 рублей и пеням 4679485 рублей 25 копеек.
Не согласившись с указанным актом, ОАО “Ступинское машиностроительное производственное предприятие“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ юридическим лицам, в том числе ОАО “Ступинское машиностроительное предприятие“, было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Решением ИМНС РФ по г. Ступино от 08.10.2001 N 3 истцу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет в сумме 90351238 рублей.
Письмом ИМНС РФ по г. Ступино от 17.10.01 N 6935 истцу было отказано во включении в решение от 08.10.01 N 3 о реструктуризации задолженности суммы налога на доходы физических лиц в сумме 6466927 рублей и пеням 4679485 рублей 25 копеек. Основанием для отказа послужило мнение налогового органа о том, что реструктуризация неприменима к налоговым агентам.
Довод налогового органа о том, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 6466927 рублей и пеням 4679485 рублей 25 копеек не подлежит реструктуризации, поскольку истец при уплате НДФЛ являлся налоговым агентом, не принимается судом по следующим основаниям.
Постановление не содержит норм, запрещающих проведение реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в отношении юридических лиц, являющихся налоговыми агентами.
Постановлением Правительства также не предусмотрено исключений в возможности его применения к налоговым агентам. Кроме того, согласно п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, в том числе право на получение отсрочек и рассрочек.
Заявление предприятия о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням за несвоевременное перечисление в федеральный бюджет подоходного налога с физических лиц подано в налоговый орган в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, Порядком проведения реструктуризации и по форме, установленной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.01 N БГ-3-10/191 “О применении в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“.
Таким образом, условия, предусмотренные законом, и порядок для требования о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности соблюдены.
Вследствие того, что начисление пеней и взыскание штрафа всегда связано с нарушением обязанности как по уплате, так и по удержанию налогов, закон и постановление адресовано не налогоплательщикам или налоговым агентам, а юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам, для ограничения применения этого закона и постановления правовых оснований не имеется.
При изложенных обстоятельствах письмо ИМНС РФ по г. Ступино от 17.10.01 N 6935, которым истцу было отказано во включении в решение от 08.10.01 N 3 о реструктуризации, задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 6466927 рублей и пеням 4679485 рублей 25 копеек, противоречит действующему законодательству, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 170 - 176, 180 - 182, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать письмо ИМНС РФ по г. Ступино от 17 октября 2001 года N 6935 недействительным.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.