Решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2004, 10.11.2004 по делу N А41-К2-6040/04 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в отказе согласовать границы земельного участка, т.к. спорный земельный участок входит в категорию земель обороны, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за третьим лицом, законными способами не отчуждался, право собственности Российской Федерации на него не прекращалось и не прекращено до настоящего времени.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
2 ноября 2004 г. - объявлено Дело N А41-К2-6040/0410 ноября 2004 г. - изготовлено “
(извлечение)
Арбитражный суд Московской области в лице: председательствующего-судьи Х., протокол судебного заседания вел судья Х., с участием от заявителя: Ш. - председатель правления ОНТ “Воронки-2“, паспорт, Я. - представитель адвоката, удостоверение N 3612, выдано 21.01.2003 ГУ Минюста РФ по Московской области, доверенность от 01.03.2004; от ответчика: С. - руководитель Комитета по ЗР и ЗУ по Красногорскому району Московской области, паспорт; от 3-х лиц: К. - представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области, удостоверение N 7, доверенность N 2855-8 от 08.07.2004, Ф - представитель Государственного учреждения Архангельская квартирно-эксплуатационная часть района Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ, паспорт, доверенность от 18.02.2004) и М. - паспорт, доверенность N 921 от 27.09.2004, рассматривая в судебном заседании дело по заявлению Огороднического некоммерческого товарищества “Воронки-2“ (далее - ОНТ “Воронки-2“) к руководителю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Красногорскому району Московской области (далее - руководитель Комитета по ЗР и ЗУ по Красногорскому району) о признании незаконными бездействия и решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Московской области обратилось ОНТ “Воронки-2“ с заявлением о признании незаконным бездействия и решения руководителя Комитета по ЗР и ЗУ по Красногорскому району от 22 декабря 2003 года N 2329, в котором просит суд обязать должностное лицо утвердить акт согласования границ земельного участка ОНТ “Воронки-2“.
Представитель ОНТ “Воронки-2“ Я. в судебном заседании заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении (л. д. 4 - 9) и при этом пояснил, что спорный земельный участок, находящийся возле деревни Воронки, был выделен в бессрочное и бесплатное пользование исполкомом Совета народных депутатов Красногорского района Московской области и Архангельской КЭЧ района в 1981 году и никогда в собственность Министерства обороны не передавался, о чем свидетельствует государственный акт на право пользование землей от 11 декабря 1981 года N 053641 A-I. Акт согласования границ земельного участка был составлен инженером землеустроителем ООО “Региональная земельная компания-К“, который произвел установление и согласование границ земельного участка ОНТ “Воронки-2“ при участии собственников земельных участков, и был подписан председателем Воронковского сельского совета и заместителем Главы Красногорской администрации. Однако, несмотря на законность действий ОНТ “Воронки-2“, ответчик незаконно отказал утвердить акт согласования границ земельного участка. Своим бездействием и решением не утверждать акт согласования границ руководителем Комитета по ЗР и ЗУ по Красногорскому району было проявлено бездушие, в связи с чем он, заявитель, обратился в арбитражный суд.
Ответчик - руководитель Комитета по ЗР и ЗУ по Красногорскому району Московской области С., не соглашаясь с требованиями заявителя, в заседании суда пояснил, что заявитель, обосновывая свои требования, ссылается на Решение Президиума Московского областного Совета народных депутатов “О создании земельных фондов запаса, порядке выделения земель под огороды, заключении договоров на землепользование и межхозяйственных договоров на производство картофеля и овощной продукции в 1991 году“ N 6/2 от 28 января 1991 года, Решения Президиума Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области “О земельной реформе“ N 171/37 от 2 апреля 1991 года и от 2 апреля того же года N 171/37 “Об изъятии земельного участка“, а также на Решение Вороновского сельского Совета народных депутатов Красногорского района Московской области от 22 апреля 1992 года N 9 сессия Совета 21 созыва “Об утверждении огородных товариществ“. Однако, пояснил ответчик, ОНТ “Воронки-2“ было создано лишь 3 сентября 2003 года, и ни один из указанных выше актов, изданных до создания ОНТ “Воронки-2“, не является документом, устанавливающим какое-либо право ОНТ “Воронки-2“ на испрашиваемый земельный участок, или документом, свидетельствующим о произведенном изъятии из земель Архангельской КЭЧ района КЭУ города Москвы ГлавКЭУ Минобороны РФ земельного участка в установленных границах площадью 12,86 га в целях предоставления ОНТ “Воронки-2“ для ведения огородного хозяйства.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом имеет дату 08.04.1996, а не 08.04.1995.
Представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области К. требования заявителя в суде также не признала по мотивам, изложенным в отзыве и при этом пояснила, что согласно п. 16 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1995 года, акт установления и согласования границ земельного участка включается в сформированное землеустроительное дело, сдаваемое в комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными руководителем Росземкадастра 17 февраля 2003 года, в приложении N 4 была утверждена новая форма акта согласования границ земельного участка, в которой отсутствует удостоверительная подпись руководителя комзема.
Представитель ГУ Архангельская КЭЧ района КЭУ города Москвы ГлавКЭУ Министерства обороны РФ Ф., не соглашаясь с требованиями заявителя, в судебном заседании пояснил, что земельный участок, на который претендует ОНТ “Воронки-2“, находится в пределах границ занимаемого Архангельской КЭЧ района земельного участка. Правоустанавливающим документом на указанный земельный участок является государственный акт на право пользования землей N 053641 А-I от 11 декабря 1981 года, выданный исполнительным комитетом Красногорского районного Совета народных депутатов. В соответствии с указанным актом за Архангельской КЭЧ района были закреплены в бессрочное и бесплатное пользование 346,60 га земли для государственного и общественного землепользования. Согласно Положению “О квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота“, утвержденному Приказом Минобороны N 75 от 22 февраля 1977 года, квартирно-эксплуатационная часть района является организацией, входящей в состав Вооруженных Сил, вследствие чего Архангельская КЭЧ района является учреждением союзного подчинения. Статьей 3 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года определено, что в государственную собственность РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, закрепляются земли под объектами, принадлежащими соответственно РСФСР и республикам, входящим в ее состав. При принятии Президиумом Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области Решения N 172/37 от 2 апреля 1991 года были существенно нарушены порядок и основания изъятия земель, принадлежащих Министерству обороны, в результате чего были нарушены права Минобороны России по использованию земельного участка.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей и исследовав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу, что в заявлении ОНТ “Воронки-2“ необходимо отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что заявителем в октябре 2003 года был направлен в целях утверждения акт установления и согласования границ земельного участка площадью 12,86 га, расположенного у деревни Воронки Красногорского района Московской области, в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Красногорскому району. В связи с отказом руководителя райкомзема в утверждении вышеуказанного акта, ОНТ “Воронки-2“ обратилось в арбитражный суд.
Согласно исследованному в судебном заседании решению (письму) руководителя Комитета по ЗР и ЗУ по Красногорскому району Московской области от 22 декабря 2003 года N 2329 спорный земельный участок расположен на землях Архангельской КЭЧ района - земли промышленности и иного специального назначения (земли обороны) - л. д. 11.
В материалах, хранящихся в архиве Комзема по Красногорскому району Московской области, имеется Государственный акт на право пользования землей от 11 декабря 1981 года (серия А-I N 053641), выданный Архангельской КЭЧ района КЭУ города Москвы ГлавКЭУ Минобороны РФ на земельный участок площадью 346,60 га, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское, предоставленный в бессрочное и бесплатное пользование (л. д. 12 - 16).
В силу ст. ст. 87 и 93 Земельного кодекса РФ указанные земли относятся к землям обороны и безопасности.
Анализируя письмо N 2329 от 22 декабря 2003 года руководителя Красногорского Райкомзема на обращение заявителя, суд установил, что председателю правления ОНТ “Воронки-2“ Ш. было сообщено о данном обстоятельстве.
Таким образом, арбитражный суд не усматривает, какое бездействие руководителя Комзема по Красногорскому району Московской области обжалуется заявителем.
Сведениями о прекращении указанного права Архангельской КЭЧ района КЭУ города Москвы ГлавКЭУ Министерства обороны РФ и признании утраченным силу выданного государственного акта, а также сведениями о переводе испрашиваемого ОНТ “Воронки-2“ земельного участка в иную категорию земель, допускающую использование для ведения огородничества, Мособлкомзем не располагает.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что заявитель - ОНТ “Воронки-2“, обосновывая свои требования, ссылается на Решение Президиума Московского областного Совета народных депутатов от 28 января 1991 года N 6/2 “О создании земельных фондов запаса, порядке выделения земель под огороды, заключении договоров на землепользование и межхозяйственных договоров на производство картофеля и овощной продукции в 1991 году“ (л. д. 20 - 22), Решений Президиума Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области от 2 апреля 1991 года N 171/37 “О земельной реформе“ (л. д. 17 - 18) и от 2 апреля того же года N 172/37 “Об изъятии земельного участка“ (л. д. 19), а также на Решение Вороновского сельского Совета народных депутатов Красногорского района Московской области от 22 апреля 1992 года N 9-ая сессия Совета 21-го созыва “Об утверждении огородных товариществ“ (л. д. 23).
Из материалов дела явствует, что ОНТ “Воронки-2“ было создано 3 сентября 2003 года, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (серия 50 N 001078724) (л. д. 24 - 25), и ни один из вышеуказанных актов (решений), изданных до создания ОНТ “Воронки-2“, не является документом, устанавливающим какое-либо право ОНТ “Воронки-2“ на испрашиваемый земельный участок или документом, свидетельствующим о произведенном изъятии из земель Архангельской КЭЧ района КЭУ города Москвы ГлавКЭУ Минобороны РФ земельного участка в установленных границах площадью 12,86 га в целях предоставления ОНТ “Воронки-2“ для ведения огородного хозяйства.
В связи со ссылкой заявителя на то, что смежный с испрашиваемым земельный участок площадью 11,0 га ранее был предоставлен ОНТ “Воронки-86“, суд отмечает, что предоставление земельного участка ОНТ “Воронки-86“ не является предметом настоящего спора.
В соответствии с п. 16 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1995 года, акт установления и согласования границ земельного участка включается в сформированное землеустроительное дело, сдаваемое в комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
На основании пп. 2 п. 16.1 названной Инструкции в состав сформированного межевого дела в обязательном порядке должна быть включена копия или выписка из решений государственных, муниципальных и местных организаций о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем ни при обращении в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Красногорскому району Московской области, ни в процессе судебного разбирательства не было представлено документа, бесспорно подтверждающего право ОНТ “Воронки-2“ на испрашиваемый земельный участок.
В рассматриваемом случае, до введения в действие Земельного кодекса РФ, в установленном нормативными правовыми актами порядке решение об изменении целевого назначения высвобождаемого Министерством обороны Российской Федерации земельного участка и включении его в состав земель областного значения или передаче в спецфонд администрации Красногорского района Московской области ею не принималось. После введения в действие Земельного кодекса РФ изменение категории указанного выше земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 8 ЗК РФ Правительством Российской Федерации также не производилось.
Кроме того, арбитражный суд считает необходимым отметить, что Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными руководителем Росземкадастра 17 февраля 2003 года, в приложении N 4, была утверждена новая форма акта согласования границ земельного участка, в которой отсутствует удостоверительная подпись руководителя комзема.
Согласно предоставленному Комземом по Красногорскому району Московской области плану, отображающему ситуационное расположение испрашиваемого ОНТ “Воронки-2“ земельного участка на местности, заявителем при составлении вышеуказанного акта не было соблюдено правило учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, установленное ст. 64 Земельного кодекса РФ, так как в акте установления и согласования границ земельного участка отсутствует согласование Архангельской КЭЧ района КЭУ города Москвы ГлавКЭУ Министерства обороны РФ.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что в настоящее время спорный земельный участок входит в категорию земель обороны, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Архангельской КЭЧ района, законными способами не отчуждался, право собственности Российской Федерации на него не прекращалось и не прекращено до настоящего времени, в связи с чем считает необходимым требования ОНТ “Воронки-2“ оставить без удовлетворения.
В силу изложенного и в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 176, 180 - 182 и 200 - 201 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление Огороднического некоммерческого товарищества “Воронки-2“ оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в 10 Арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца.
Подлинное за надлежащей подписью.