Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2004, 27.10.2004 по делу N 09АП-3669/04-АК Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Центрального банка РФ по отказу от взыскания по исполнительному документу оставлено без изменения, т.к. на момент взыскания на счете заявителя было недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных требований.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

2 ноября 2004 г. Дело N 09АП-3669/04-АКрезолютивная часть объявлена 27 октября 2004 г. “

(извлечение)

Девятый арбитражный апелляционный суд при участии от заявителя: П. по дов. от 06.02.2004, уд. N 5492, М. по дов. от 07.04.2004; от ответчика: Ч. по дов. N 245 от 25.05.2004, уд. N 005649, Л. в порядке передоверия по дов. от 21.01.2004; от третьих лиц: не явились, надлежащим образом извещены, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Русатоммет“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 августа 2004 г. по делу N А40-32249/04-94-383,
принятое по заявлению ООО “Русатоммет“ о признании незаконными действий ЦБ РФ по отказу от взыскания по исполнительному листу N 223109, выразившихся в помещении исполнительного листа в картотеку к внебалансовому счету 90902, при наличии денежных средств должника, достаточных для обращения на них взыскания, на иных, кроме счета Министерства финансов Саратовской области N 40201 810 200000100001, счетах должника - Саратовской области, в том числе открытых третьими лицами по поручению должника (третьи лица: УФК Минфина РФ по Саратовской области, Минфин Саратовской области, Правительство Саратовской области),

УСТАНОВИЛ:

ООО “Русатоммет“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий ЦБ РФ по отказу от взыскания по исполнительному листу N 223109, выразившихся в помещении исполнительного листа в картотеку к внебалансовому счету 90902, при наличии денежных средств должника, достаточных для обращения взыскания на них взыскания, на иных, кроме счета Министерства финансов Саратовской области N 40201 810 200000100001, счетах должника - Саратовской области, в том числе открытых третьими лицами по поручению должника.

Решением от 26.08.04 арбитражный суд отказал заявителю в удовлетворении исковых требований, мотивировав свои выводы тем, что действия ЦБ РФ соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законные интересов заявителя.

ООО “Русатоммет“ не согласилось с принятым решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В жалобе заявитель сослался на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, суд не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Ответчику следовало по исполнительному листу суда списать денежные средства со счета, на котором имелись средства, достаточные для удовлетворения требований заявителя.

В отзывах
на апелляционную жалобу ЦБ РФ, УФК Минфина РФ по Саратовской области и Министерство финансов Саратовской области поддержали принятое решение, указав, что судом правильно применены нормы материального права и все обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены. Просил решение суда оставить без изменения.

Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц. Суд располагает доказательствами уведомления их о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.

В заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представитель ЦБ РФ в заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, указанным в отзыве на жалобу, поддержал принятое решение, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 30.04.04 после операционного времени в Головной расчетно-кассовый центр в г. Саратове ГУ ЦБ РФ по Саратовской области (далее - ГРКЦ) поступил исполнительный лист N 223109 (выдан Арбитражным судом г. Москвы 08.06.01) о взыскании денежных средств с субъекта РФ - Саратовской области в лице Правительства и Минфина Саратовской области.

В соответствии со ст. 6 ФЗ “Об исполнительном производстве“ от 21.07.97 исполнительный документ может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.

Должником в предъявленном ООО
“Русатоммет“ исполнительном листе N 223109 обозначен субъект РФ - Саратовская область в лице Правительства и Минфина Саратовской области. Взыскатель, располагая сведениями о счетах должника, предъявил исполнительный лист N 223109 на сумму 20933,33 руб. в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Саратовской области.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.

Счета Правительству Саратовской области в указанном ГРКЦ не открывались.

Правилами ведения бухгалтерского учета в ЦБ РФ от 18.09.97 N 66 (с изменениями и дополнениями) для учета средств бюджетов субъектов РФ предусмотрен балансовый счет 40201 “Средства бюджета субъекта Российской Федерации“.

Минфину Саратовской области как органу, исполняющему бюджет области (пост. Губернатора Саратовской области “Вопросы Министерства финансов Саратовской области“ от 27.06.03 N 171), в ГРКЦ открыт счет на балансовом счете 40201.

Кроме указанного счета, Минфину Саратовской области в ГРКЦ открыт счет на балансовом счете 40202 “Средства бюджета субъекта Российской Федерации, выделенные государственным предприятиям, организациям, учреждениям“, на котором учитываются денежные средства бюджетополучателей областного бюджета по казначейской системе исполнения бюджета (ст. 215 Бюджетного кодекса РФ). Денежные средства, находящиеся на балансовом счете 40202, закреплены за предприятиями и учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджета области.

06 января 2004 г. Министерству финансов Саратовской области в ГРКЦ был открыт еще один счет по казначейскому типу в разрезе бюджетополучателей на балансовом счете N 406 “Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности“. Указанный счет открыт на основании заявления Минфина Саратовской области по распоряжению Губернатора Саратовской области от 19.12.02 N 394-пр для учета средств, полученных предприятиями и учреждениями Саратовской области от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Следовательно, денежные средства, находящиеся на данном счете, закреплены
за этими предприятиями и учреждениями.

Таким образом, исполнение требований исполнительного листа N 223109 возможно только за счет средств, находящихся на счете Министерства финансов Саратовской области N 40201810200000100001. Остаток денежных средств на данном счете на утро операционного дня 5 мая 2004 г. составлял 402612,03 руб.

На сумму 152916 руб. 29 коп., находящуюся на момент предъявления исполнительного документа на счете заявителя, наложен арест по другому исполнительному листу N 198706 (выдан Арбитражным судом г. Москвы 30.11.2000) на сумму 2660000 долларов США в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на день исполнения.

В тот же день в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке очередности (ст. 855 ГК РФ) оплачивалось инкассовое поручение, помещенное в картотеку к счету 16 июня 2000 г.

В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в Центральном банке России от 18.09.97 N 66 в лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток на конец дня.

Остаток денежных средств на конец рабочего дня 05 мая 2004 г. (18:43:25 ч.) и, соответственно, на начало рабочего дня 06 мая 2004 г. по счету 4020181020000010001 Минфина Саратовской области составлял 548823,73 руб. После вычета арестованных денежных средств от остатка на начало рабочего дня остается сумма 395907,44 руб., которая была полностью использована для оплаты инкассового поручения от 16.06.2000 N 177 на общую сумму 147254600,54 руб.

Таким образом, входящий остаток денежных средств на начало рабочего дня расходуется в течение дня, поступившие в течение этого же рабочего дня суммы отражаются в лицевом счете на утро следующего рабочего дня. Следовательно,
ГРКЦ ежедневно расходовались все денежные средства, находящиеся на счете.

06 мая 2004 г. заявителем представлено в ГРКЦ письмо об отзыве исполнительного листа N 223109 без исполнения (исх. N 1527 от 06.05.04), и письмом от 07.05.04 N 15-3-18/971 ГРКЦ возвратил указанный исполнительный лист взыскателю.

В своих действиях ГРКЦ руководствовался нормами ГК РФ (ст. ст. 845, 854, 855). Обязанностями банка в соответствии с ГК РФ, в том числе являются: принятие и зачисление поступающих на счет клиента денежных средств, выполнение распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету, списание денежных средств без распоряжения клиента по решению суда в установленной очередности. Определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, банк не вправе.

В соответствии с Положением Банка России “О безналичных расчетах в Российской Федерации“ от 03.10.02 N 2-П списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями указанного Положения (общая часть). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений (п. 8.2 части 1). Для взыскания по исполнительным документам применяются инкассовые поручения (п. 12.2 части 1). Реквизиты расчетного документа должны соответствовать реквизитам исполнительного документа.

ГРКЦ на основании предъявленного исполнительного листа было изготовлено инкассовое поручение N 169 от 05.05.04, где плательщиком указано Министерство финансов Саратовской области (должник по исполнительному листу).

В отсутствие на балансовом счете 40201 Минфина Саратовской области на момент предъявления требований заявителя денежных средств, достаточных для их удовлетворения, надлежаще оформленный исполнительный лист N
223109 был помещен в картотеку по внебалансовому счету N 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок“ для исполнения в порядке очередности, установленном законодательством, о чем было сообщено взыскателю письмом ГРКЦ от 05.05.04 исх. N 15-3-18/941.

Неисполнением требований исполнительного листа, выданного на основании судебного акта, явился бы его возврат взыскателю без исполнения при том условии, что в ГРКЦ открыт счет должника, к которому возможно и должно предъявление требований, так как банк в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ “Об исполнительном производстве“ обязан исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с обслуживаемого у него счета должника. Вместе с тем ГРКЦ, руководствуясь указанной нормой закона, принял к исполнению исполнительный лист для взыскания средств со счета должника, что подтверждается инкассовым поручением N 169 от 05.05.04 и помещением его с приложением подлинного исполнительного листа в связи с отсутствием денежных средств на счете должника в картотеку для исполнения в порядке календарной очередности.

Таким образом, обжалуемый отказ ЦБ РФ от исполнения исполнительного документа не является таковым.

Из материалов дела также следует, что счет 40201810300000100037 не принадлежит должнику по исполнительному листу N 223109 - Минфину Саратовской области, а открыт для УФК Минфина РФ по Саратовской области для учета бюджетных ссуд, выделенных из федерального бюджета Правительству Саратовской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области “Вопросы Министерства финансов Саратовской области“ от 27.06.03 N 171 Минфин Саратовской области является юридическим лицом. Органы федерального казначейства, в том числе и УФК Минфина РФ по Саратовской области, также являются самостоятельными юридическими лицами в соответствии с Положением “О федеральном казначействе Российской Федерации“, утвержденным Постановлением
Совета Министров - Правительства РФ от 27.08.93 N 864.

Поскольку в ГРКЦ не поступало распоряжение УФК Министерства финансов РФ по Саратовской области - владельца счета - о списании денежных средств по требованию ООО “Русатоммет“, то ГРКЦ не имел правовых оснований исполнить исполнительный лист за счет средств, находящихся на счете 40201810300000100037.

Доводы заявителя о том, что обозначение данного счета в книге регистрации открытых лицевых счетов и в сообщении об открытии счета в налоговый орган как “бюджетный“ доказывает нахождение на данном счете средств бюджета субъекта РФ, признаны судом необоснованными, т.к. банк не вправе выявлять и определять характер денежных средств на счете клиента в силу законодательства о банках и банковской деятельности.

Утверждение заявителя о непринадлежности денежных средств, размещенных на счете 40201810300000100037, УФК Минфина РФ по Саратовской области и о непредоставлении ему права распоряжаться названными средствами необоснованно, поскольку банк в соответствии с гражданским законодательством не определяет и не контролирует направление использования денежных средств клиента и не устанавливает другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Таким образом, утверждение заявителя о перечислениях по платежным поручениям со счета 40201810300000100037 не является основанием для признания действий Банка России незаконными и наложения судебного штрафа на Банк России, так как ГРКЦ не вмешивается в вопросы распоряжения счетом со стороны его владельца - УФК Минфина России по Саратовской области. ГРКЦ был соблюден установленный ФЗ “Об исполнительном производстве“ трехдневный срок для принятия к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований.

05 мая 2004 г. в течение трех дней (в срок с 5 по 7 мая 2004 г.) ГРКЦ
принял исполнительный лист. Промедления в принятии решения об исполнении исполнительного листа (например, помещение его в картотеку 6 или 7 мая), которое могло привести к нарушению предусмотренной ст. 855 ГК РФ календарной очередности списания денежных средств при недостаточности денежных средств на счете в случае предъявления в эти даты к счету Минфина Саратовской области иных исполнительных документов, относящихся к той же очереди списания, не допустил.

Кроме того, законодательством и банковскими правилами не предусмотрен механизм нахождения данного исполнительного документа, предъявленного к счету должника, в течение трех дней, поэтому исходя из смысла ФЗ “Об исполнительном производстве“ банк обязан либо списать имеющиеся на счете должника денежные средства по предъявленному к счету исполнительному документу, либо при отсутствии средств поместить его в картотеку к счету для последующего исполнения.

Сведения о доходах бюджета Саратовской области не имеют отношения к рассматриваемому спору о признании незаконными действий Центрального банка РФ, т.к. на последнего не возложены полномочия по контролю за исполнением органом субъекта РФ соответствующего бюджета. ГРКЦ, как обслуживающий должника банк, может исполнить предъявленные к счету требования только за счет имеющихся или поступающих на счет денежных средств, а, как видно из прилагаемых к настоящему отзыву выписок из лицевого счета должника, на момент предъявления заявителем исполнительного листа на счете Минфина Саратовской области денежные средства отсутствовали, а поступающие после предъявления исполнительного листа денежные средства расходовались строго в предусмотренной гражданским законодательством очередности.

Ссылки заявителя на неисполнение ГРКЦ предписаний нормативных актов Саратовской области необоснованны, так как открытие банковских счетов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России по заявлению клиента,
что и было осуществлено в спорной ситуации.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые действия ответчика являются незаконными, признаются судом необоснованными, так как из материалов дела следует, что ответчиком не были допущены какие-либо действия, противоречащие ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации“, Положению о Банке России, ФЗ “О банках и банковской деятельности“.

Таким образом, оспариваемые действия ответчика соответствуют требованиям банковского законодательства, ответчик в соответствии со ст. ст. 65, 200 АПК РФ доказал их законность.

Заявитель в соответствии со ст. 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих нарушение его прав совершением оспариваемых действий.

Указанные обстоятельства в силу п. 3 ст. 201 АПК РФ являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий госоргана.

Проверив указанные выводы, апелляционный суд приходит к выводу об их обоснованности, выводы соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм действующего законодательства. Установленные судом обстоятельства основаны на материалах дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были приведены в суде первой инстанции. Суд их исследовал и обоснованно отклонил.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба в такой ситуации подлежит оставлению без удовлетворения с отнесением расходов по уплате госпошлины за подачу жалобы на ее заявителя.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269 и 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 августа 2004 г. по делу N А40-32249/04-94-383 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.