Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2001 N КГ-А40/435-01 Обязанности государственного заказчика вооружения и военной техники, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 февраля 2001 г. Дело N КГ-А40/435-01

(извлечение)

Федеральное государственное унитарное предприятие “Пензенское конструкторское бюро моделирования“ (ФГУП “ПКБМ“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании задолженности в сумме 19854000 руб. за выполненные опытно - конструкторские работы.

В качестве третьих лих к участию в деле были привлечены войсковые части 25966 и 55347.

Решением от 27.11.2000 иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

На принятое по делу решение Министерством обороны РФ подана кассационная жалоба, в которой ставится
вопрос о его отмене как вынесенного с нарушением норм материального права.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства обороны РФ и войсковой части 25966 поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель ФГУП “ПКБМ“ выступил против ее удовлетворения.

Войсковая часть 55347, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку в заседание своего представителя не обеспечила.

Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив кассационную жалобу, не находит оснований для ее удовлетворения, учитывая следующее.

Как видно из материалов дела, между ФГУП “ПКБМ“ - исполнителем и войсковой частью 25966 - заказчиком был заключен договор от 20.11.96 N 64119, согласно которому исполнитель должен был выполнить опытно - конструкторские работы, входившие в состав государственного оборонного заказа 1997 - 1998 гг., а заказчик взял на себя обязательства по их оплате.

Разрешая спор, арбитражный суд правильно установил, что государственным заказчиком работ, составлявших предмет названного договора, является Министерство обороны РФ. Судом также установлено, что ФГУП “ПКБМ“ спорные опытно - конструкторские работы выполнены и разработанная продукция передана государственному заказчику.

В нарушение условий договора от 20.11.96 N 64119 ее оплата произведена не в полном объеме, задолженность составила 19854000 руб.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, но, по его мнению, имеющая место задолженность подлежит погашению за счет Правительства РФ в лице Министерства финансов РФ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 21.06.99 N 655-41 “О проведении расчетов по целевому погашению задолженности государственных заказчиков по оплате государственного оборонного заказа, за 1997 - 1998 годы“.

Министерство обороны РФ также полагает, что в результате принятия названного акта его обязательство по погашению спорной задолженности прекращено в связи с невозможностью
его исполнения.

Суд обоснованно не принял во внимание указанные доводы, удовлетворив заявленное ФГУП “ПКБМ“ требование за счет Министерства обороны РФ, поскольку согласно п. 5 ст. 2 ФЗ “О государственном оборонном заказе“ финансирование оборонного заказа за счет федерального бюджета осуществляется посредством выделения ассигнований государственному заказчику.

Как следует из ст. 1 названного Федерального закона, обязанности государственного заказчика вооружения и военной техники, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по их разработке возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которым является Министерство обороны РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.99 N 655-41 “О проведении расчетов по целевому погашению задолженности государственных заказчиков по оплате государственного оборонного заказа за 1997 - 1998 годы“ и разработанным в соответствии с ним Минфином РФ, МНС РФ и Минэкономики РФ Положением “О поэтапном проведении расчетов по целевому погашению задолженности государственных заказчиков по оплате поставленной им продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу“ действительно был установлен определенный порядок расчетов с исполнителями гособоронзаказа, но возможность его применения строго ограничивалась по кругу субъектов и целям использования полученных из федерального бюджета средств. Реализация этого порядка расчетов предполагала наличие согласия кредитора.

При таких условиях предложенный порядок не мог служить основанием, исключающим возможность проведения сторонами государственного оборонного контракта расчетов в порядке, предусмотренном каждым конкретным договором, и освобождающим заказчика от исполнения обязанности по оплате выполненных работ (услуг и т.д.).

Кроме того, согласно п. 6.3 названного Положения поэтапное проведение целевых расчетов по погашению задолженности по гособоронзаказу производилось до 1 декабря 1999 года.

Учитывая изложенное, суд
кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 176 АПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.11.2000 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-38368/00-61-359 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Исполнение решения, приостановленное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.01.2001, возобновить.