Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2003 N А26-1100/03-23 Поскольку общество представило в ИМНС декларации по НДС по налоговой ставке 0%, подтверждающие право на возмещение из бюджета налога в сумме, превышающей размер недоимки по налогу по внутреннему рынку за тот же период, а зачет недоимки зависел от действий инспекции, следовательно, общество не имело задолженности перед бюджетом по НДС на момент представления деклараций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2003 года Дело N А26-1100/03-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Троицкой Н.В., Кирейковой Г.Г., при участии от открытого акционерного общества “Карельский окатыш“ директора по правовым вопросам Петровской С.В. (доверенность от 27.06.2003 N 5769), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия специалиста Барсук А.С. (доверенность от 10.02.2003 N 1063), государственного налогового инспектора Николаевой Ю.Г. (доверенность от 02.06.2003 N 3879), рассмотрев 18.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия на решение от
04.07.2003 (судья Одинцова М.А.) и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2003 (судьи Морозова Н.А., Кудрявцева Н.И., Тимошенко А.С.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1100/03-23,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Карельский окатыш“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом его изменения) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 21.01.2003 N 2 и требования от 10.01.2003 N 1 об уплате налога.

Решением от 04.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2003, заявленные требования удовлетворены.

В части заявления общества о возмещении 3668 руб. 50 коп. судебных расходов за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции апелляционная инстанция удовлетворила это заявление частично в сумме 1229 руб. 50 коп.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления. Суд, по мнению подателя жалобы, неправильно применил положения статей 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель общества их отклонил.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Инспекция 10.01.2003 предъявила обществу требование N 1 об уплате 23450558 руб. 07 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) со сроком исполнения 20.01.2003. В связи с неисполнением заявителем названного требования Инспекция 21.01.2003 приняла решение N
2 о взыскании названной суммы налога за счет денежных средств организации на счетах в банках.

Основанием для принятия оспариваемых решения и требования явился отказ налогового органа в отражении в карточке лицевого счета заявителя предъявленных к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по экспорту по ставке 0 процентов по декларациям за октябрь, ноябрь, декабрь 2002 года, представленным в Инспекцию соответственно 20.11.2002, 20.12.2002 и 20.01.2003. Общая сумма НДС, заявленная к возмещению по экспорту, составила 58775676 руб., в том числе за октябрь и ноябрь 2002 года 35566681 руб. Вследствие этого в карточке лицевого счета общества Инспекция указала 23450558 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку по срокам уплаты 20.11.2002 и 20.12.2002 приняла меры по ее бесспорному взысканию.

По мнению налогового органа, до принятия Инспекцией решения о возмещении НДС по экспорту заявленные в декларации суммы налога не могут быть зачтены в счет уплаты недоимки по внутреннему рынку.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Названной нормой Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок подтверждения права экспортера на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость при налогообложении по ставке 0 процентов.

В статье 172 НК РФ содержится перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей
суммы налога, подлежащей внесению в бюджет.

Согласно статье 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на
добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 Кодекса), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган обязан провести проверку обоснованности сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации, и принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При обнаружении налоговым органом в течение указанного трехмесячного срока недоимки и пени по налогу на добавленную стоимость, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. При этом, как предусмотрено пунктом 2 статьи 176 НК РФ, налоговый орган производит зачет самостоятельно.

Таким образом, принятие решения о возмещении налогоплательщику налога на добавленную стоимость является признанием обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и наличия источника в бюджете для возмещения данного налога. Довод налогового органа о том, что возмещение НДС по экспорту производится только в момент принятия Инспекцией решения о возмещении этого налога, является ошибочным, поскольку Инспекция проверяет документы, предъявленные за предыдущий налоговый период, и, следовательно, источник в бюджете был сформирован в момент подачи налогоплательщиком заявления о возмещении НДС.

Поскольку общество 20.11.2002, 20.12.2002 и 20.01.2003 представило в Инспекцию налоговые декларации, подтверждающие его право на возмещение из бюджета налога на добавленную
стоимость (58775676 руб.) в сумме, превышающей размер недоимки по налогу по внутреннему рынку (23450558 руб.), а зачет недоимки зависел от действий налогового органа, у заявителя отсутствовала как обязанность по уплате налога, так и сама недостающая сумма налога.

Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-N-1-/411, на который ссылается Инспекция, не относится к актам законодательства по налогам и сборам и в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ не подлежит применению по настоящему делу.

При таких обстоятельствах общество не имело задолженности перед бюджетом по НДС на момент подачи двух деклараций за один и тот же период при наличии суммы превышения возмещения над суммой недоимки по этому же налогу.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2003 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1100/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ТРОИЦКАЯ Н.В.