Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.12.2003 по делу N А56-17700/03 Неправомерен отказ ИМНС в возмещении налогоплательщику из бюджета сумм НДС со ссылкой на неустановление в результате мероприятий налогового контроля факта оприходования импортных товаров, приобретенных у налогоплательщика, их покупателями; неуплату НДС в бюджет поставщиками товаров, реализованных налогоплательщику, и отсутствие результатов встречных проверок и проводимых мероприятий налогового контроля.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2003 года Дело N А56-17700/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Рыжаковой С.Ф. (доверенность от 03.07.2003 N 17/11813), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 18.06.2003 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17700/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество
с ограниченной ответственностью “Петро-Диалог“ (далее - ООО “Петро-Диалог“, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 05.03.2003 N 89 и от 10.04.2003 N 153 об отказе в возмещении Обществу налога на добавленную стоимость по декларациям по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку за декабрь 2002 года и январь 2003 года соответственно 3886457 руб. и 2433602 руб.

В заявлении Общество указало на способ восстановления его прав и законных интересов, нарушенных оспариваемыми решениями налоговой инспекции: возложить обязанность на налоговый орган возместить из бюджета спорные суммы налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.

Решением суда первой инстанции от 18.06.2003 заявленные Обществом требования полностью удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, устанавливающих порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.

ООО “Петро-Диалог“ о времени и месте слушания дела извещено должным образом, однако представители к назначенному времени в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.

ООО “Петро-Диалог“ представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость по “внутреннему рынку“ за декабрь 2002 года и январь 2003 года.

Согласно представленным декларациям сумма налоговых вычетов за декабрь 2002 года составила 6310023 руб. (50036 руб. - сумма налога
на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам товаров, работ, услуг, и 6310023 руб. - сумма налога, уплаченная на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), за январь - 2729077 руб. (20570 руб. - сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам товаров, работ, услуг, и 2708507 руб. - сумма налога, уплаченная на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации).

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения, составила: по декларации за декабрь 2002 года - 3886457 руб., по декларации за январь 2003 года - 2433602 руб.

Налоговой инспекцией проведены камеральные проверки представленных Обществом деклараций, результаты которых отражены в актах от 05.03.2003 N 89 и от 10.04.2003 N 153. На основании актов проверок налоговым органом вынесены решения от марта 2003 года N 89 и от апреля 2003 года N 153 об отказе Обществу в возмещении 3886457 руб. (по декларации за декабрь 2002 года) и 2433602 руб. (по декларации за январь 2003 года). Основаниями отказа в возмещении предъявленных Обществом к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость налоговой инспекцией указаны: неустановление в результате мероприятий налогового контроля факта оприходования импортных товаров, приобретенных у Общества, их покупателями; неуплата налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), реализованных Обществом, отсутствие результатов встречных проверок и проводимых мероприятий налогового контроля.

Считая решение налогового органа незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований Общество указало, что им выполнены все условия, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и
возмещение налога на добавленную стоимость. В частности, Обществом представлены в налоговый орган все необходимые документы: книги покупок и продаж, контракты об импорте, грузовые таможенные декларации, а также документы, свидетельствующие об уплате налога на добавленную стоимость на таможне при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятии его к учету. Таким образом, по мнению Общества, у налогового органа отсутствовали законные основания препятствовать возмещению из бюджета истребуемых Обществом сумм.

Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и, признав недействительными оспариваемые ненормативные акты (решения) налогового органа, обязали налоговую инспекцию возместить Обществу 3886457 руб. (по декларации за декабрь 2002 года) и 2433602 руб. (по декларации за январь 2003 года).

Кассационная инстанция считает решение и постановление судов законными и обоснованными.

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 3 статьи 146 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг),
после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Судами установлено, что Обществом соблюдены условия, предусмотренные статьями 171 - 173 НК РФ, для реализации права на налоговые вычеты.

Других ограничений при предъявлении к вычету налога на добавленную стоимость в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится.

Поэтому кассационная инстанция считает не основанными на нормах главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации ссылки налоговой инспекции на неустановление в результате мероприятий налогового контроля факта оприходования импортных товаров, приобретенных у Общества, их покупателями; неуплату налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), реализованных Обществу; отсутствие результатов встречных проверок и проводимых мероприятий налогового контроля, - как основания отказа в реализация права налогоплательщика на налоговые вычеты и, следовательно, на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость.

В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

При этом пунктом 2 этой статьи установлено, что в истечение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, подлежащая возмещению из бюджета сумма налога направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

По истечении трех календарных месяцев сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению на
основании решения налогового органа, которое подлежит направлению налоговым органом соответствующему органу федерального казначейства для исполнения. Возврат из бюджета суммы налога осуществляется органами федерального казначейства (пункт 3 статьи 176 НК РФ).

Принимая во внимание, что налоговым органом приняты решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по декларациям по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2002 года и январь 2003 года, эти решения налогового органа признаны судом недействительными, суд правомерно - в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - возложил обязанность на налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возмещения спорных сумм из бюджета.

Порядок возмещения налоговым органом налога из бюджета установлен в пункте 3 статьи 176 НК РФ. Заявление о возврате из бюджета сумм налога, подлежащих возмещению по декларациям за декабрь 2002 года и январь 2003 года, Обществом представлено в налоговый орган 12.05.2003.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция отклоняет ссылки налоговой инспекции на неправомерное непривлечение судом к участию в деле органа федерального казначейства, а также возложение на налоговый орган обязанности возместить Обществу из бюджета спорные суммы налога на добавленную стоимость.

Поскольку судами правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17700/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

НИКИТУШКИНА Л.Л.