Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2003 N А13-3353/03-13 Поскольку администрация муниципального образования по своей организационно-правовой природе является учреждением, созданным муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, при отсутствии у администрации достаточных средств для исполнения своих обязательств субсидиарная ответственность возлагается на муниципальное образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2003 года Дело N А13-3353/03-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Сосниной О.Г. и Афанасьева С.В., рассмотрев 19.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области на решение от 25.06.03 (судья Митрофанов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 22.08.03 (судьи Сальников Е.Г., Крутова Т.А., Муханова Т.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3353/03-13,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью “Севергазпром“ (далее - ООО “Севергазпром“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Сокольскому муниципальному району Вологодской области (далее - муниципальное образование) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 134154 руб. 78 коп. долга.
Решением от 25.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.03, исковые требования удовлетворены за счет казны муниципального образования.
В кассационной жалобе администрация Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области (далее - администрация), ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком по настоящему делу следует считать Совет муниципального образования (далее - Совет).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.07.01 по делу N А13-2859/01-13 с администрации в пользу ООО “Севергазпром“ взыскано 134194 руб. 78 коп. долга по договору поставки газа от 07.05.2000 N 10-4-0153, заключенному между истцом (газораспределительная организация), обществом с ограниченной ответственностью “Вологдарегионгаз“ (поставщик), муниципальным унитарным предприятием “Теплоэнергосеть“ (покупатель), открытым акционерным обществом “Сокольский ЦБК“ (получатель) и администрацией (плательщик).
При исполнении названного решения судебный пристав-исполнитель постановлением от 10.01.03 прекратил исполнительное производство и возвратил исполнительный лист взыскателю - ООО “Севергазпром“ со ссылкой на отсутствие у администрации денежных средств.
Полагая, что муниципальное образование в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам администрации, ООО “Севергазпром“ обратилось в арбитражный суд с настоящими иском.
Суд согласился с позицией истца и удовлетворил исковые требования за счет средств муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности.
Администрация по своей организационно-правовой природе является учреждением, поскольку создана муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со статьей 26 устава муниципального образования администрация является исполнительным органом местного самоуправления. Согласно статье 40 устава имущество органов местного самоуправления входит в состав муниципальной собственности.
Следовательно, в случае отсутствия либо недостаточности средств у администрации субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет муниципальное образование.
Довод администрации о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Совет, несостоятелен.
В соответствии со статьей 17 устава Совет является выборным органом местного самоуправления. Он вправе от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности. Однако, как установлено судом, стороной в обязательстве являлась администрация, а не Совет.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3353/03-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРТИЛИНА З.А.
Судьи
СОСНИНА О.Г.
АФАНАСЬЕВ С.В.