Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2003 N А05-805/03-24/24 Убытки, возникшие у энергоснабжающей организации в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг сотрудникам милиции, могут быть взысканы за счет бюджета субъекта РФ только при финансировании подразделений милиции, в которых работают указанные лица, за счет того же бюджета субъекта РФ. В остальных случаях возмещение убытков должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2003 года Дело N А05-805/03-24/24

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Сосниной О.Г. и Афанасьева С.В., при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.02), рассмотрев 19.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19.05.03 (судья Макаревич И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.03 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-805/03-24/24,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Архэнерго“ (далее - ОАО “Архэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению социальной защиты населения города
Северодвинска, Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 237074 руб. 73 коп. убытков, возникших в период с 01.01.02 по 30.06.02 в связи с предоставлением согласно Федеральному закону от 18.04.91 N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон) сотрудникам милиции и органов внутренних дел льгот по оплате потребленной электроэнергии.

Решением от 19.05.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.03, исковые требования удовлетворены частично. С Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Архэнерго“ взыскано 197562 руб. 33 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить обязуемые судебные акты и принять новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 30 Закона, поскольку подразделения милиции, где работают льготники - абоненты истца, могут финансироваться из разных бюджетов.

Представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что ее доводы необоснованы.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судом, в период с 01.01.02 по 30.06.02 ОАО “Архэнерго“ на основании Закона предоставило работникам милиции, органов внутренних дел и членам их семей 50-процентную скидку по оплате потребленной электроэнергии, в результате чего у него возникли убытки.

Согласно части 3 статьи 30 Закона, утратившей силу с 01.07.02 на основании Федерального закона от 30.06.02 N 78-ФЗ, сотрудникам милиции и проживающим с
ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате услуг энергоснабжения.

Названной нормой установлено, что указанная льгота компенсируется из средств бюджета, за счет которых финансируется подразделение милиции.

Согласно статье 9 Закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрена возможность создания субъектами Российской Федерации подразделений милиции общественной безопасности. Согласно названной статье увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

Следовательно, возмещение расходов ОАО “Архэнерго“ на предоставление названных льгот сотрудникам милиции должно осуществляться из средств бюджета, за счет которых создано и финансируется соответствующее подразделение.

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае смешанного финансирования подразделений из федерального и других нижестоящих бюджетов распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации совместных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. Такого порядка распределения расходов в отношении льготы, предусмотренной Законом, в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Взыскание убытков, возникших в результате предоставление льготы по части 3 статьи 30 Закона, за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета возможно только при финансировании подразделений милиции исключительно из средств данного бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. В остальных случаях возмещение осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пунктом
10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.

Таким образом, взыскание упомянутых расходов с Министерства внутренних дел Российской Федерации возможно в случае перечисления Федеральным казначейством Министерства финансов Российской Федерации денежных средств главному распорядителю бюджетных средств.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо проверить: из какого бюджета финансировались подразделения, в которых работают лица, имеющие право на льготу; расчет сумм, подлежащих взысканию с соответствующих бюджетов; факты перечисления денежных средств главному распорядителю денежных средств, а также выяснить, предусмотрены ли в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства для компенсации расходов, связанных с предоставлением данной льготы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-805/03-24/24 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

ЧЕРТИЛИНА З.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

АФАНАСЬЕВ С.В.