Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2003 N А56-13317/03 Поскольку земельный налог относится к местным налогам, определение его ставок относится к компетенции представительных органов местного самоуправления, а в субъектах РФ - Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2003 года Дело N А56-13317/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу главного специалиста юридического отдела Вартаньян Ю.А. (доверенность от 11.07.03 N 03/323), от ОАО “Фольгопрокатный завод“ юрисконсульта Пулкина И.Б. (доверенность от 21.05.03), рассмотрев 12.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 09.06.03 (судья Ресовская Т.М.) и постановление от 25.08.03 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Слобожанина
В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13317/03,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество открытого типа “Фольгопрокатный завод“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 07.03.03 N 26/7819 на доплату налога по результатам камеральной налоговой проверки.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационной инстанцией в связи с реорганизацией (на основании приказа Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 24.03.2003 N 04-08/87) произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ее правопреемником - Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция).

Решением арбитражного суда от 09.06.03 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.03 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 07.03.03 N 26/7819 о доначислении земельного налога за 2000 и 2001 годы, за 2002 год в части, превышающей начисленную сумму, с применением коэффициента 2,688. Правовая позиция налоговой инспекции сводится к тому, что ставки земельного налога за 2000 - 2002 годы действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела
следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная проверка уточненных деклараций по земельному налогу, представленных Обществом за 2000 - 2002 годы. В результате камеральной проверки уточненных деклараций налоговой инспекцией принято решение от 07.03.03 N 26/7819 о взыскании с Общества 2162765 руб. 76 коп. доначисленных сумм земельного налога.

Заявитель, не согласившись с выводами налоговой инспекции, обжаловал решение от 07.03.03 N 26/7819 в арбитражный суд.

По смыслу статьи 15 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“ применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного “2“, ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год“, которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - “1,2“. Применение коэффициента “1,2“ также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.

Увеличение средних ставок земельного налога (применение повышающих коэффициентов) не влечет “автоматического“ увеличения ставок земельного налога, действующих в Санкт-Петербурге.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.

В 1999 - 2001 годах такие законы в Санкт-Петербурге
не принимались.

Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 “О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год“ в 2002 году ставки земельного налога применяются по отношению к 1998 году с коэффициентом “2,688“. При определении указанного коэффициента учтена индексация земельного налога в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о неправомерном использовании инспекцией при расчете земельного налога за спорный период коэффициентов, установленных федеральными законами.

При таких обстоятельствах арбитражный суд принял правильное решение о незаконности бездействия налоговой инспекции и об обязании ее решить вопрос о возврате земельного налога.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13317/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

ЛОМАКИН С.А.