Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 N А56-9578/03 Суд правомерно признал недействительным решение ИМНС об отказе обществу в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения обществом ставки 0% по НДС и факт уплаты им сумм налога поставщикам экспортированного обществом товара.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2003 года Дело N А56-9578/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кирейковой Г.Г. и Корабухиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение от 19.05.03 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 04.08.03 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9578/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “СибМтрейд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 22.07.03 N 18-16/11822 и об обязании налогового органа возместить 652518 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2002 года путем зачета 6555 рублей 37 копеек в счет погашения недоимок и возврата на счет заявителя 645962 рублей 63 копеек.

Решением от 19.05.03 суд удовлетворил заявленные требования, указав на допущенные Инспекцией нарушения требований статьи 165 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Апелляционная инстанция постановлением от 04.08.03 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению налогового органа, в силу статей 78, 171 и 176 НК РФ, а также приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации (далее - МНС РФ) от 04.05.2000 N АП-2Б-29/230 и от 27.12.2000 N БР-3-03/461 возмещению из бюджета подлежат только излишне уплаченные суммы налога, то есть “непосредственно переплаченные налогоплательщиком и его поставщиками в бюджет того или иного уровня“. При этом податель жалобы считает, что “до окончания проведения всех мероприятий для обоснования права организации-экспортера на возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам за приобретенный товар, Инспекция не вправе возместить оспариваемую сумму НДС за счет общих платежей налогов“.

Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела Общество, осуществляя
поставку бывших в употреблении стальных труб на экспорт, для подтверждения права на возмещение 652518 рублей НДС за март 2002 года представило в Инспекцию вместе с декларацией по ставке 0% документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. В результате проверки этих документов Инспекция отказала в возмещении названной суммы налога решением от 22.07.02 N 18-16/11822, которое не мотивировано.

В ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования решения суда налоговый орган, ссылаясь на положения статей 78, 171 и 176 НК РФ, указал на отсутствие у Общества документального подтверждения фактической уплаты НДС поставщиками материальных ресурсов, не оспаривая при этом соответствие представленных экспортером документов требованиям статьи 165 и пункта 2 статьи 172 НК РФ.

Кассационная инстанция считает, что в данном случае отказ Инспекции в возмещении НДС не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права Общества.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган вместе с декларацией по ставке 0% предусмотренные статьей 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиками товаров, реализованных на экспорт.

Следует также отметить, что в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Несостоятельна и ссылка Инспекции на приказы МНС РФ, которые в силу статей 1 и 4 НК РФ не относятся к законодательству
о налогах и сборах, и на положения статьи 78 НК РФ, определяющей порядок зачета и возврата сумм налога, излишне уплаченных в бюджет. Спорные правоотношения регулируются положениями пункта 4 статьи 176 НК РФ, в которой установлен обязательный и для налоговых органов порядок реализации права налогоплательщика на возмещение сумм НДС, обоснованно уплачиваемых в бюджет при осуществлении экспортных операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%.

Поскольку Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0% за март 2002 года и факт уплаты им оспариваемой суммы НДС поставщикам экспортированного товара, что и является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции и в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ обязал ее возместить заявителю 652518 рублей НДС за март 2002 года НДС путем зачета части суммы в счет погашения недоимок и возврата из бюджета остальной суммы налога.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 04.08.03 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9578/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

КОРАБУХИНА Л.И.