Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2003 N А13-4346/03-21 Поскольку территориальный фонд обязательного медицинского страхования создан советом народных депутатов и администрацией области с целью обеспечения предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, суд правомерно заключил, что фонд как бюджетное учреждение правомерно использовал льготу по налогу на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2003 года Дело N А13-4346/03-21

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии в судебном заседании представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Розенбаум В.Г. (доверенность от 17.06.03), рассмотрев 07.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Вологде Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 21.07.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4346/03-21 (судья Ковшикова О.С.),

УСТАНОВИЛ:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения от
28.05.03 N 205 и требования по состоянию на 28.05.03 Инспекции по городу Вологде Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) об уплате 353361 руб. 26 коп. налога на имущество за 2002 год и 10175 руб. 71 коп. пеней.

Решением суда от 21.07.03 заявленные Фондом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 21.07.03, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и не имеет права на льготу по налогу на имущество, предоставленную Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд отклонил доводы налоговой инспекции, считая судебное решение, принятое по настоящему делу, законным и обоснованным. В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Фонд представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за 2002 год, согласно которой налог, подлежащий уплате в бюджет, отсутствует. Фонд полагал, что он освобожден от уплаты налога как бюджетное учреждение.

Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной налоговой декларации, по результатам которой принято решение от 28.05.03 N 205 об отказе в привлечении Фонда к налоговой ответственности. Однако в указанном решении заявителю предложено уплатить 353361 руб. 26 коп. налога на имущество за 2002 год и 10175 руб. 71
коп. пеней. Налоговый орган считает неправомерным использование Фондом, не являющимся бюджетным учреждением, льготы по налогу на имущество.

В соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В рассматриваемый период времени Фонд осуществлял свою деятельность на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1. Согласно пункту 1 указанного Положения территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается Верховным Советом республики в составе Российской Федерации и Правительством республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа, края, области, города Москвы, города Санкт-Петербурга для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Пункт 2 названного Положения причисляет к основным задачам Фонда обеспечение реализации Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“,
обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Суд первой инстанции также правомерно сослался на раздел 4 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного решением Малого Совета народных депутатов и администрации Вологодской области от 08.06.93 N 175/268.

Таким образом, из названных нормативных актов следует, что Фонд является бюджетным учреждением.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отклоняет приведенный в кассационной жалобе довод налоговой инспекции о том, что бюджетным учреждением, освобожденным от уплаты налога на имущество, является федеральный фонд обязательного медицинского страхования, тогда как заявитель по настоящему делу - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области обязан уплачивать этот налог.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что у Фонда отсутствовала обязанность уплачивать налог на имущество в 2002 году. Кассационная жалоба налоговой инспекции удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.07.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4346/03-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по городу Вологде Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.