Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2003 N А56-13238/03 Установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не влечет автоматического изменения дифференцированных ставок указанного налога, поскольку применение повышающего коэффициента ограничивается тем периодом, в отношении которого он был введен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2003 года Дело N А56-13238/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста юридического отдела Тарасова Д.Б. (доверенность от 06.10.03 N 17-01/30374), от ООО “Компания БизнесЛинк“ юрисконсульта Бакан Н.И. (доверенность от 20.08.02), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение от 21.05.03 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 02.07.03 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фомина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13238/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Компания “БизнесЛинк“ (далее - ООО “Компания “БизнесЛинк“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 15.01.03 N 11/854 и признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невозврате излишне уплаченной суммы земельного налога.

Решением суда от 21.05.03 заявленные требования удовлетворены полностью: суд обязал налоговую инспекцию возвратить ООО “Компания “БизнесЛинк“ 39904 рубля 72 копейки излишне уплаченного земельного налога за 2000 год.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.07.03 решение суда изменено: решение налоговой инспекции признано недействительным, действия налоговой инспекции признаны незаконными, суд обязал налоговую инспекцию возвратить ООО “Компания “БизнесЛинк“ 39903 рубля 72 копейки.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ООО “Компания “БизнесЛинк“ просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Компания БизнесЛинк“ 23.12.02 направило в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога за 2000 год. Письмом от 15.01.03 налоговая инспекция сообщила о том, что перерасчет начисленной ранее суммы земельного налога производиться не будет.

Материалами дела подтверждается, что земельный налог за 2000 год ООО “Компания “БизнесЛинк“ уплатило исходя из ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ (далее - Закон N 129-21). Расчет земельного налога произведен с применением коэффициентов, которые ежегодно устанавливались федеральными законами о бюджете, путем их умножения.

По мнению налоговой инспекции, ставка земельного налога определяется Законом N 129-21, но размер этой ставки ежегодно изменяется путем увеличения на коэффициенты, устанавливаемые законами о федеральном бюджете.

Статьей 15 Закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1999 год“ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2000 год“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.



Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.

Установление федеральным законодателем повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не влечет автоматического изменения дифференцированных ставок этого налога.

Применение повышающего коэффициента ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о наличии переплаты и неправомерном уклонении налогового органа от производства возврата излишне уплаченного налога.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.03 по делу N А56-13238/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.



ЛОМАКИН С.А.