Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2003 N А13-2489/03-19 Решение ИМНС об отказе в возмещении экспортного НДС признано недействительным, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности экспортера документально подтверждать местонахождение поставщика, факт получения и оприходования им выручки, полученной от покупателя за приобретенные товары, а также перечисление в бюджет полученных от покупателя сумм налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2003 года Дело N А13-2489/03-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., рассмотрев 01.10.2003 в открытом заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 24.04.2003 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2003 (судьи Богатырева В.А., Маганова Т.В., Пестерева О.Ю.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2489/03-19,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Череповецметалл“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - ИМНС, Инспекция) от 19.12.2002 N 211 в части отказа обществу в возмещении из федерального бюджета 62332 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом общество просило суд в качестве меры по устранению допущенного нарушения обязать налоговый орган принять решение о возмещении данной суммы налога.

Решением от 24.04.2003 суд удовлетворил заявленные требования общества.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. ИМНС считает, что нормы налогового законодательства, определяющие порядок возмещения НДС из бюджета, связывают право на его возмещение из федерального бюджета с фактом уплаты данного налога в бюджет поставщиком материальных ресурсов. Следовательно, по мнению подателя жалобы, дополнительные мероприятия по встречной проверке поставщика, направленные на проверку факта оплаты товаров и материальных ресурсов “именно их поставщикам“, соответствуют требованиям пункта 1 статьи 172 НК РФ.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 19.09.2002 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за август 2002 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, которые подтверждают обоснованность применения налогоплательщиком данной ставки и налоговых вычетов.

С заявлением о возмещении (возврате) из федерального бюджета 1190932 руб. НДС за август 2002 года общество обратилось в налоговый орган 16.12.2002.

По результатам камеральной налоговой проверки представленных обществом документов и декларации ИМНС вынесла решение от 19.12.2002 N 211 о возмещении налогоплательщику из федерального бюджета 128600 руб. НДС и об отказе в возмещении 62332 руб. данного налога.

В обоснование принятого решения в части отказа обществу в возмещении 62332 руб. НДС Инспекция сослалась на результаты встречной налоговой проверки, которая выявила, что один из поставщиков налогоплательщика - общество с ограниченной ответственностью “Риал Люкс“ (далее - ООО “Риал Люкс“) по адресу, указанному в учредительных документах, не обнаружен, фактическое местонахождение не установлено, телефоны, указанные в бухгалтерской отчетности, принадлежат другой организации.



Общество не согласилось с решением налогового органа в данной части и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции законно и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования, в связи с чем не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов. Это обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

В решении Инспекции от 19.12.2002 не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих факты приобретения обществом у поставщиков товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом НДС. С заявлением о фальсификации данных доказательств Инспекция в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции не обращалась.

При этом налоговый орган не учитывает, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении НДС к возмещению из бюджета документально подтверждать местонахождение поставщика, а также факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога.

В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).

Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого решения о частичном отказе обществу в возмещении из бюджета 62332 руб. НДС за август 2002 года.

Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.



Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2489/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ПАСТУХОВА М.В.