Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2003 N А66-3244-03 Суд сделал неправильный вывод об отсутствии вины ОВД в совершении налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, ссылаясь на то, что непредставление в ИМНС сведений о доходах сотрудников милиции явилось следствием выполнения ОВД указаний МВД РФ. МВД РФ не является тем органом, который уполномочен давать налогоплательщикам и налоговым агентам разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2003 года Дело N А66-3244-03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 30.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.06.03 по делу N А66-3244-03 (судья Орлова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Отдела внутренних дел Кувшиновского района Тверской области (далее - ОВД) 3450 руб. штрафа за непредставление в срок сведений о доходах физических лиц за 2001 год на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 16.06.03 в удовлетворении заявленного налоговой инспекцией требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 16.06.03 и взыскать с ОВД штраф. Податель жалобы считает, что суд сделал неправильный вывод об отсутствии в действиях ОВД вины в совершении налогового правонарушения.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 16.06.03 проверена в кассационном порядке.

В результате выездной налоговой проверки достоверности и своевременности представления налоговым агентом сведений о доходах физических лиц налоговая инспекция установила, что ОВД не представил в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год, что отражено в акте от 04.12.02 N 336.

По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 31.12.02 N 554 о привлечении ОВД к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 3450 руб. штрафа и в требовании от 31.12.02 N 1979 предложила ответчику уплатить налоговые санкции до 10.01.03. В добровольном порядке ОВД штраф не уплатил, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании санкции в принудительном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Как видно из материалов дела, ОВД не представил сведения о доходах физических лиц за 2001 год, а следовательно, нарушил правила пункта 2 статьи 230 НК РФ.

Однако суд первой инстанции установил, что ОВД не представлял сведения о доходах физических лиц по указанию Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) от 15.01.01 N БГ-4-04-01. В данном случае налоговый агент выполнял обязательные для него указания вышестоящего органа, поэтому суд сделал вывод об отсутствии в действиях ОВД вины (статья 110 НК РФ).

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела арбитражный суд неправильно применил нормы материального права.



Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Пунктом 5 этой же статьи установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Статьей 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Согласно статье 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Из изложенных правовых норм следует, что аттестованные сотрудники МВД РФ являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а следовательно, учреждение как налоговый агент, удерживающий у своих сотрудников названный налог, обязано в соответствии с действующим налоговым законодательством представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения по форме 2-НДФЛ о доходах своих сотрудников.

Указание вышестоящего органа, на которое ссылается ОВД как на основание освобождения от налоговой ответственности, не является обстоятельством, исключающим вину учреждения в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, поскольку это указание дано органом, не уполномоченным разъяснять налогоплательщикам и налоговым агентам вопросы применения законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а заявление налоговой инспекции - частичному удовлетворению.

Кассационная инстанция считает возможным признать смягчающими обстоятельствами наличие указания вышестоящего органа и факт финансирования учреждения из бюджетов различных уровней и в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ снизить размер штрафа с 3450 руб. до 250 руб.

Госпошлина с ответчика взысканию не подлежит в связи с финансированием его из бюджета, в том числе федерального.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 16.06.03 по делу N А66-3244-03 отменить.

Взыскать с Отдела внутренних дел Кувшиновского района, находящегося по адресу: Тверская область, город Кувшиново, ул. Октябрьская, дом 9, в доход соответствующего бюджета 250 руб. штрафа.

В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области отказать.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.



КОРПУСОВА О.А.