Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2004 по делу N А41-К2-5145/04 За завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), за завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и тому подобному), а равно за иное нарушение установленного порядка ценообразования установлена административная ответственность.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2004 г. Дело N А41-К2-5145/04“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2004 года.

Решение изготовлено полностью 14 октября 2004 года.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи М.Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей М.Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Сальварес“ об оспаривании постановления Управления Государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей по Московской области (далее по тексту - Управление Госторгинспекции по Московской области) о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании: от заявителя - представитель по доверенности Б., от Управления Госторгинспекции по Московской области - представитель по доверенности М.А.С.,

УСТАНОВИЛ:

ООО
“Сальварес“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления N 174 по делу об административном правонарушении, вынесенного 18 февраля 2004 года Управлением Госторгинспекции по Московской области. Заявитель полагает, что отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности и протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Управление Госторгинспекции по Московской области в отзыве на заявление (жалобу) просит суд оставить постановление без изменений, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правомерность привлечения ООО “Сальварес“ к административной ответственности в пределах санкции ст. 14.6 КоАП РФ за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. ст. 14.6, 14.5 КоАП РФ, а также на отсутствие процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель ООО “Сальварес“ просила суд удовлетворить требование об отмене постановления N 174 по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель Управления Госторгинспекции по Московской области просила суд в удовлетворении требования отказать, сославшись на изложенные в отзыве основания.

Из материалов дела следует.

13 февраля 2004 года должностными лицами Госторгинспекции по Московской области была проведена проверка соблюдения правил торговли, правил продажи отдельных товаров, правил продажи алкогольной продукции, качества товаров, реализуемых в магазине ООО “Сальварес“, расположенном в помещении АЗС ООО “Арис-Н“ по адресу: Московская область, Ногинский район, 47 км автодороги Москва-Новгород.

По результатам проведения мероприятий по контролю был составлен акт N 005382 от 13.02.2004 с вкладным листом N 1 (л. д. 34 - 36), в которых отражено, что ООО “Сальварес“:

допущены нарушения правил продажи отдельных видов товаров, т.е. в торговом зале отсутствовали “Правила продажи отдельных видов товаров“, отсутствовали ценники на 40 наименований товаров, в том
числе на 8 наименований алкогольной продукции;

в продаже находились табачные изделия импортного производства (12 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41511ВВ по цене 47 руб.; 16 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 8 пачек сигарет “Davidov ALT“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 9 пачек сигарет “Rotmans“, Великобритания, с акцизной маркой И14995ББ по цене 42 руб.), на которые отсутствовали копии справок к грузовым таможенным декларациям в нарушение Порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства, 12 пачек сигарет без марок;

в продаже находились табачные изделия импортного производства (12 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41511ВВ по цене 47 руб.; 16 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 8 пачек сигарет “Davidov ALT“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 9 пачек сигарет “Rotmans“, Великобритания, с акцизной маркой И14995ББ по цене 42 руб.), на которые не были предъявлены сертификаты соответствия;

продавались в розницу с превышением торговой надбавки, применяемой к цене организации-изготовителя на продукты детского питания, нектар “Добрый грейпфрутовый“ (18 пакетов, емкостью 1 литр, производство ЗАО “Мултон“, Россия, цена - 32 руб. за пакет, поступили по накладной N 13946 от 23.12.03 по 22,61 руб.), сок “Тонус“ фруктовая смесь (8 пакетов, емкостью 1,5 л, производство ОАО ЭКЗ “Лебедянский“, Россия, цена - 52 руб., поступили по накладной N 13946 от 23.12.03 по цене 37,18 руб.).

Акт подписан продавцом-кассиром ООО “Сальварес“ П. без возражений.

18 февраля 2004 г. государственным инспектором Управления Госторгинспекции по Московской области в присутствии
директора ООО “Сальварес“ был составлен протокол N 005784 по делу об административном правонарушении, в котором отражено, что 13.02.2004 в магазине ООО “Сальварес“ допущены: продажа товаров с нарушением государственной дисциплины цен - ст. 14.6 КоАП РФ; нарушение правил продажи отдельных видов товаров - ст. 14.15 КоАП РФ; продажа товаров без сертификатов соответствия - ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ; продажа товаров без установленной информации о поставщике - ст. 14.5 КоАП РФ.

В протоколе имеются пояснения руководителя ООО “Сальварес“ Ф., который выразил свое несогласие с нарушениями, указанными в протоколе, и готовность разобраться с нарушениями. Каких-либо доказательств, опровергающих изложенные в акте и протоколе факты, законный представитель ООО “Сальварес“ государственному инспектору и руководителю Госторгинспекции по Московской области не представил, хотя такое право было ему разъяснено при составлении протокола.

18 февраля 2004 года руководителем Управления Госторгинспекции по Московской области вынесено постановление N 174 по делу об административном правонарушении, которым ООО “Сальварес“ было признано виновным: в продаже товаров с нарушением государственной дисциплины цен, т.е. совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ; в нарушении правил продажи отдельных видов товаров, т.е. совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ; в продаже товаров без сертификатов соответствия, т.е. совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ; в продаже товаров без установленной информации о поставщике, т.е. совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ обществу назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ст. 14.6 КоАП РФ в размере 400 МРОТ, т.е. 40000 рублей.

Постановление вынесено на основании протокола N 005784 по делу об административном правонарушении от
18.02.2004 и акта N 005382 по результатам проведения мероприятий по контролю от 13.02.2004.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит, что требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 14.6 КоАП РФ за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), за завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и тому подобному), а равно за иное нарушение установленного порядка ценообразования, установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в соответствии с которым государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.08.2001 N 593).

В указанный Перечень также включены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Аналогичный Перечень для Московской области утвержден постановлением правительства Московской области от 29.12.2000 N 171/39 (в редакции постановления правительства Московской области от 19.05.2001 N 146/17).

Распоряжением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства экономики Московской области установлена предельная торговая надбавка к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) от 03.09.2003 N 27-РМ: при оптовой торговле
в размере 10%, при розничной торговле - 15%, при розничной торговле в торговых организациях, специализирующихся на реализации продуктов детского питания, - 25%.

Установленные торговые надбавки применяются при формировании цен всеми хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющими торговлю на территории Московской области.

Как видно из акта N 005382, ООО “Сальварес“ продавало в розницу: 18 пакетов нектара “Добрый грейпфрутовый“ емкостью 1 литр производства ЗАО “Мултон“, Россия, по цене 32 рубля за пакет, поступившие по накладной N 13946 от 23.12.03 по цене 22,61 руб.; 8 пакетов сока “Тонус“ фруктовая смесь емкостью 1,5 л производства ОАО ЭКЗ “Лебедянский“, Россия, по цене 52 рубля за пакет, поступившие по накладной N 13946 от 23.12.03 по цене 37,18 руб.

Торговая надбавка ООО “Сальварес“, осуществляющим торговлю на территории Московской области, на указанные нектар и сок превысили установленную постановлением губернатора Московской области N 187-ПГ от 21.07.1997 “Об изменениях в системе ценообразования в Московской области (в редакции постановлений губернатора МО от 31.12.1998 N 417-ПГ, от 23.11.2000 N 386-ПГ, от 13.02.2001 N 43-ПГ) предельную торговую надбавку.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 02.01.2000 “О качестве и безопасности пищевых продуктов“, Приложению N 3 к СанПиН 2.3.2.1078-01, утвержденному постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 продукты детского питания - это продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма. К продуктам прикорма на плодоовощной основе в соответствии со ст. 15.3 СанПиН относятся консервированные фруктовые, ягодные, овощные и смешанные соки и пюре, которые используются в качестве прикорма начиная с 3 -
4 месяцев жизни.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93), введенным Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 01.07.1994, входящим в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, предназначенным для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции, кодом 91 6363 обозначаются соки детского питания (часть 18 ОКП).

Суду заявитель не представил доказательств того, что нектар “Добрый грейпфрутовый“ производства ЗАО “Мултон“, Россия, сок “Тонус“ фруктовая смесь производства ОАО ЭКЗ “Лебедянский“, Россия, не имеют кода 91 6363 и не относятся к продуктам детского питания. При указанных обстоятельствах суд полагает, что Госторгинспекция по Московской области факт превышения установленной торговой надбавки - 15% на продукты детского питания и вина ООО “Сальварес“ в совершении правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ст. 14.6 КоАП РФ, подтверждается материалами дела (акт N 005382, копии ценников, протокол об административном правонарушении).

Статьей 14.15 КоАП РФ за нарушение правил продажи отдельных видов товаров установлена ответственность в виде штрафа для должностных лиц от 10 до 30 МРОТ, для юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ.

Правила отдельных видов товаров (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.

Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей“ и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Согласно п. 9 указанных Правил продавец обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей Правила отдельных видов товаров.

Согласно п. 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары
с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника, “Правил продажи отдельных видов товаров“ и ценников на 40 наименований товаров,

Актом N 005382 от 13.02.2004 с вкладным листом N 1 (л. д. 34 - 36) подтверждается отсутствие в торговом зале магазина ООО “Сальварес“ на момент проверки “Правил продажи отдельных видов товаров“ и ценников на 40 наименований товаров, в том числе на 8 наименований алкогольной продукции.

Суд полагает, что факт нарушения пунктов 9 и 19 Правил отдельных видов товаров и вина ООО “Сальварес“ в совершении правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ст. 14.15 КоАП РФ, подтверждена актом N 005382 с вкладным листом N 1 и протоколом об административном правонарушении.

Заявитель не представил суду доказательств наличия в торговом зале “Правил продажи отдельных видов товаров“ и ценников на 40 наименований товаров.

Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг населению с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц - в виде от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров либо без таковой.

Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров (п. 12 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя
по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок его действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

При проверке ООО “Сальварес“ не предъявило сертификаты соответствия на находившиеся в продаже табачные изделия импортного производства: 12 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41511ВВ по цене 47 руб.; 16 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 8 пачек сигарет “Davidov ALT“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 9 пачек сигарет “Rotmans“, Великобритания, с акцизной маркой И14995ББ по цене 42 руб.

Суду ООО “Сальварес“ также не представило сертификаты соответствия на указанные табачные изделия импортного производства.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что факт правонарушения, за которое предусмотрена ответственность частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, и вина ООО “Сальварес“ в его совершении подтверждены материалами дела.

Статьей 14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин установлена ответственность в виде штрафа для должностных лиц от 30 до 40 МРОТ, для юридических лиц - от 300 до 400
МРОТ.

Согласно пункту 1 Порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства“, утвержденному Постановлением Правительства от 15.04.1996 N 435, информация о происхождении табачной продукции иностранного производства доводится до потребителя посредством справки к ГТД.

При проверке ООО “Сальварес“ не предъявило копии справок к ГТД на находившиеся в продаже табачные изделия импортного производства: 12 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41511ВВ по цене 47 руб.; 16 пачек сигарет “Davidov“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 8 пачек сигарет “Davidov ALT“, Германия, с акцизной маркой 41584ВВ по цене 47 руб.; 9 пачек сигарет “Rotmans“, Великобритания с акцизной маркой И14995ББ по цене 42 руб.

Суду ООО “Сальварес“ также не представило справки к ГТД на указанные табачные изделия импортного производства.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что факт правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ст. 14.5 КоАП РФ, и вина ООО “Сальварес“ в его совершении подтверждены материалами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

В данном случае совершение ООО “Сальварес“ четырех правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. ст. 14.5, 14.6, 14.15 КоАП РФ, подтверждено указанными выше материалами дела. Дело о совершении этих правонарушений рассматривалось одним должностным лицом, и наказание правомерно определено в пределах санкции статьи 14.6 КоАП РФ. Размер штрафа является минимальным.

Довод заявителя об отсутствии полномочий у государственного инспектора Госторгинспекции по Московской области на составление протокола об административном правонарушении судом не принимается в связи со следующим. Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.8 (в части нарушений правил хранения и реализации продукции животноводства), ст. ст. 14.4 - 14.8, 14.15, ч. 3 ст. 14.16, ст. 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) КоАП РФ. Следовательно, государственный инспектор Госторгинспекции по Московской области действовал в пределах своих полномочий, составляя протокол об административном правонарушении по факту совершения ООО “Сальварес“ правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. ст. 14.5, 14.6, 14.15 КоАП РФ.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о правомерности вынесенного руководителем Управления Госторгинспекции по Московской области постановления N 174 по делу об административном правонарушении, которым на ООО “Сальварес“ наложен штраф в размере 40000 рублей, и об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании указанного постановления незаконными и его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ООО “Сальварес“ отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Арбитражный суд апелляционной инстанции.